Ольга Ильина Мальцева
Консультация для педагогов «Игры по правовому воспитанию в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Игры по правовому воспитанию в детском саду»
Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации, игры-путешествия (например, по глобусу). Рассмотрим конкретные примеры:
Публикация «Консультация для педагогов „Игры по правовому воспитанию в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
I. Словесные игры
Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать множество словесных игр. Сделать их более увлекательными поможет элемент подвижности — например, использование мяча или флажка, ребята дети передают друг другу после ответа.
1.«Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.
2.«Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
3.«Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
4.«Как зовут моих маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.
Игры на закрепление других прав
1. «Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность). Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога и т. д.).
2. «Кто где живёт» (право народов на самоопределение). Педагог называет воспитаннику какую-нибудь страну, а он — её жителей (Франция — французы, Япония — японцы и т. д.).
3. «Мой домашний адрес» (право на жилище). Ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес. Как вариант можно сначала всем назвать только улицу, затем — дом, этаж, номер квартиры.
4.«Лучше узнаем друг друга» (игровое упражнение помогает дошкольникам осознать индивидуальность и ценность каждого человека, а также осмыслить сходство и различия разных людей). Под музыку малыши свободно двигаются по группе. Когда она затихнет, нужно встать с кем-либо в пару и задать вопрос. Например, «Есть ли у тебя брат или сестра, и как их зовут?»,
5. «Твой любимый цвет (блюдо, время года, одежда и т. д., «Как ты любишь проводить свободное время?» и пр. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети каждый раз создавали новые пары.
6. «Я умею» (дошкольники закрепляют понимание права на жизнь, осознают, что она дана человеку на добрые поступки). Стоя в кругу, малыши передают друг другу мячик и рассказывают, какие добрые дела они делают по отношению к своим близким людям (например, помогаю маме убираться по дому, а папе — в гараже).
II. Игры-драматизации и развивающие воображение
В процессе такой деятельности педагог просит дошкольников разыграть небольшую сценку — воспроизвести определённую ситуацию из жизни или сказки (при этом они закрепят правовые знания, либо придумать собственную историю.
1.«Попроси вежливо» (право на владение имуществом и его неприкосновенность). Ребёнку предлагается попросить у товарища на время его игрушку. Сделать это нужно вежливо, взамен можно предложить поиграть со своей вещью.
2. «Сказка наизнанку» (любой человек имеет право на своё личное мнение). Это настольный либо кукольный театр по мотивам знакомой сказки. Дошкольники могут придумать свой вариант с изменёнными характерами персонажей и разыграть его. Сюжеты могут быть самыми неожиданными. Например, колобок будет злым, хочет отравить лесных жителей, а лиса, наоборот, доброй, стремится спасти их. Или добрый волк и сердитая Красная Шапочка.
3. «Сказка идёт по кругу» (право иметь своё мнение и свободно выражать свои мысли). Дошкольники все вместе придумывают сказку: один её начинает, а остальные поочерёдно сочиняют продолжение.
Воспитатель предлагает закрыть глаза и вообразить себя, например, маленькой букашечкой. Дети должны прочувствовать беззащитность этого существа, рассказать о своих ощущениях и о том, как нужно вести себя окружающим, чтобы насекомое было уверено в своей безопасности. Таким образом, ребята закрепляют понимание права на жизнь и её неприкосновенность.
4.«Детский сад мой мечты». Педагог даёт ребятам задание — придумать свой детский сад, в котором бы отсутствовали привычные правила (занятия, режим дня и пр.) и придумать свой, рассказать, что там будут делать дети. Выслушав несколько рассказов, воспитатель подводит малышей к выводам, чем может закончиться такое поведение и почему в любом обществе должен соблюдаться порядок.
III. Настольно-печатные игры
Существуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В основном они представляют собой картинки из серии «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо» и т. п. Это могут быть пары карточек (10–20 штук, посвящённых одной теме (на одной изображён хороший поступок, на другой — плохой) или же лото.
Лото поможет оценить различные поступки с позиции правил, установленных в обществе
Также ребятам будет интересно проследить последствия каждого поступка. Например, сделал кормушку для птиц и насыпал туда зерна — пернатые не будут голодать зимой, схватил кошку за хвост — ей больно и т. д. Главный вывод, которые должны сделать дошкольники — никто не имеет права обижать другого, наказывать его, делать больно.
Данная пара карточек напоминает дошкольнику о праве каждого на неприкосновенность
IV. Подвижные игры
Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.
1. «Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
2. «Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами) : «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.
3. Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.
4. Воспитатель, объясняет, что драться — нехорошо (это нарушение права на личную неприкосновенность, и предлагает дошкольникам направить негативные эмоции в игру «Петушиные бои» Двое участников становятся «петухами» — садятся на корточки и обхватывают коленки руками, боком толкают друг друга. Проигрывает тот, кто первым свалится либо уберёт руки с колен.
V. Сюжетно-ролевые игры
Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).
Играя в больницу, дошкольники уясняют, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь
Важные нравственные качества воспитывает игра «Спасатели» : ребята уясняют ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. Правовому воспитанию способствует и моделирование сценок из семейной жизни («Семья», «Дочки-матери») : дошкольники понимают, что каждый имеет определённые обязанности по дому, а взрослые несут ответственность за своих детей.