Елена Сергеевна Гордя
Воспитательно-образовательный проект «Светлое Воскресение Христово»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пояснительная записка 3
Предполагаемые итоги реализации проекта 5
Предварительная работа 6
Реализация проекта 6
Заключение. 8
Список используемой литературы: 9
Приложение №1 10
Приложение №2
4
Приложение №3 17
Приложение №4 18
Приложение №5 19
Приложение №6 23
Приложение №7
7
Приложение №8
Публикация «Воспитательно-образовательный проект „Светлое Воскресение Христово“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
8
Приложение №9
Христос Воскрес!
Любуйтесь, детки,
Небесной яркой синевой.
Весна нарядит пышно ветки
Пушистой нежною листвой.
П. С. Бунаков
Пояснительная записка
Пасха это семейный праздник, когда дарят друг другу подарки, украшают дом, создавая атмосферу праздника и торжества. Праздник Пасхи имеет особое ощущение. Во-первых это весна, солнце, прекрасное настроение. Во-вторых, уникальная возможность украсить дом вместе, всей семьей.
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные, православные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы.
Современные дети, в силу различных обстоятельств, лишены возможности, в полной мере знакомится с традиционными, православными праздниками в семье. Большую часть времени дети проводят вне семьи в детском саду. Задачей детского сада является не замена семьи для воспитанников, а возможность «компенсации» нехватки родительского внимания, посредством создания теплых «семейных» отношений детей в группе, в которой они пребывают на протяжении 5 лет своей жизни. А так же приобщение детей к семейным ценностям и традициям своего народа.
Мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Любой проект, связанный с духовно-нравственным воспитанием дошкольников, решает ли он большие государственные или христианские православные задачи, либо же является проявлением частных проблем, всегда важен и уникален. И связано это, в первую очередь, с огромной ролью семьи в воспитании подрастающего поколения.
Именно поэтому воспитание семейных ценностей является одной из самых главных задач современного общества. Неслучайно участники первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, которое состоялось 6 апреля 2012 г. в Сергиевском зале храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, призывают всех неравнодушных людей современной России обратить внимание на главный кризис нашего общества - кризис семьи. Патриарх Кирилл отметил: «Без его преодоления не имеют перспектив никакие усилия по общественной стабилизации. Он затрагивает все стороны жизни современного человека: люди не хотят вступать в брак, предпочитая так называемую «свободную жизнь», число детей, убитых абортами, приближается к количеству новорожденных, почти половина молодых семей распадается, учащаются страшные примеры семейного насилия, которое доходит до убийства детей их родителями. Люди не умеют воспитывать своих детей, не знают, как правильно проявить свою любовь к ним. Дети растут в одиночестве, от которого остро страдают, презирают родителей, не находят в жизни нравственных ориентиров.
Большинство современных социальных проблем: наркомания, пьянство, социальное сиротство, суицидальные настроения у подростков, жестокость и насилие на бытовом уровне — имеют корни в катастрофическом состоянии семьи. Из этой ситуации есть только один выход: поддержка семьи призвана стать общественным приоритетом и одним из важнейших направлений государственной политики.
Это должна почувствовать каждая многодетная мать и каждая женщина, которая готовится стать матерью. Это должны ощутить на себе подростки и молодые люди, дабы их представления о семейной жизни формировались не по страницам глянцевых журналов, а по примерам здоровых, счастливых, успешных семей. Благополучная многодетная семья — с тремя и более детьми — должна стать национальной ценностью.
Церковь говорит о семье не с точки зрения государственной пользы. Она видит в семье евангельский идеал любви и служения друг другу. Церковь, напоминая о подлинной основе семьи, называет семейную жизнь подвигом. Многие христианские семьи, совершающие такой подвиг, являют живой пример любви и непреходящей радости. Церковь видит в большой семье осуществление заповеди Божией, данной первым людям: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). Мы сознаем, что современный мир обращает множество вызовов многодетной семье. Поэтому Церковь должна помогать своим чадам, несущим сегодня этот благодатный подвиг. Именно поэтому следует поставить семью с детьми в центр социальной озабоченности прихода, направить силы на оказание ей помощи. Сегодня в Церкви вопросы семьи — пастырские и богословские — активно обсуждаются. К сожалению, приходится констатировать недостаточную богословскую проработанность этих вопросов. Считаем, что необходимо разработать для наших духовных школ специальный курс по пастырским вопросам, связанным с семьей. Призываем духовные школы активно включиться в эту работу. Церковь сегодня инициировала широкую социальную работу, и главным объектом попечения в этой сфере должна быть семья» (https://www. patriarchia.ru /db/text/2142909 html. Резолюция заседания Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства от 6 апреля 2012 года).
В связи с этим актуальность реализации данного проекта связана со значимостью темы как таковой, с нравственным кризисом в обществе, с потерей семейных ценностей, с низкой духовной культурой людей в современном обществе, с понижением интереса к национальной культуре и национальной истории.
Вследствие определенной актуальности тематики и проблематики проекта нами была определена следующая цель познакомить детей с христианским праздником «Светлое Воскресение Христово», с обычаями и традициями празднования в семье.
Для решения поставленной цели проекта в процессе ее выполнения определены следующие частные задачи:
1. Создать мотивацию праздника через предварительную работу по знакомству с историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми.
2. Развивать интерес к культуре предков, формировать у детей понятие о милосердии, доброте.
3. Воспитывать у дошкольников патриотические чувства к православным традициям русского народа, создавая первые предпосылки воспитания семейных ценностей.
4. Изготовить с детьми поздравительные открытки для своих семей.
5. Создание весеннего дерева, украшенного пасхальными яйцами, как символа «вечной» жизни на Земле.
6. Изготовление коллективных работ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Христос Воскрес!», «Светлая Пасха».
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знание детьми информации о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
2. Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.
3. Умение дошкольников организовать праздник (знать этапы подготовки праздника, уметь организовать народные игры) на основе имеющихся знаний.
4. Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Сроки реализации проекта :
с 22.04.2013 г. по 08.05.2013 г. (10 дней)
Предварительная работа:
1. Чтение детской библии (о рождении Иисуса, его жизни, казни и Воскресении).
2. Открытое занятие на тему «Христианская семья и ее ценности» .
3. Встречи с иереем Симеоном Есиным, настоятелем храма апостола Андрея Первозванного г. Миллерово. Беседы на тему: «История возникновения праздника Пасхи»
4. Поход в Храм.
5. Консультации с родителями воспитанников на тему «Как и чем можно порадовать ребёнка в праздник Пасхи» .
Реализация проекта.
Реализация данного проекта осуществлялась путем проведения воспитательно-образовательной работы с детьми через образовательные области:
Образовательная область «Социализация»
Детские пасхальные забавы (игры) : «Катание яиц», «Столкновение», «Пасхальное гнездышко», «Где спрятано яичко?» .
Инсценировка «Мария Магдалина у Императора Тиберия» .
Образовательная область «Познание»
НОД на тему: «Что такое Пасха. Пасхальные традиции на Руси» .
НОД на тему: «Готовимся к пасхе. Придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце» .
Образовательная область «Художественное творчество»
Изготовление открытки «Пасхальное яйцо» .
Раскрашивание яиц «писанок» и украшение ими «дерева жизни» .
Рисование по данной тематике. Создание коллективной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Христос Воскрес!», «Светлая Пасха» .
Презентация проекта
Выставка рисунков и поделок, изготовленных в семье по теме «Пасха Православная» .
Мультимедийная презентация проекта.
Чаепитие по поводу празднования праздника «Светлое Воскресение Христово».
Пути и перспективы развития тематики: расширение тематики проекта, детальное изучение сопутствующих вопросов, проведение семинаров, лекций, методических объединений, участие в православных мероприятиях, отбор фотоматериала для реализации социальной рекламы и распространение ее по теме проекта (фотовыставка для детей в детском саду и других учреждениях).
Заключение.
Пасха светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней.
Дети любят этот праздник не только потому, что интересен сам процесс окрашивания яиц, изготовление открыток. Секрет в том, что детей привлекает сама семейная традиция, которая в дальнейшем может стать фундаментом семейных ценностей в их будущей семье.
Изготовление пасхальных подарков это не только творческое развитие детей, но и нравственное воспитание, знакомство с традициями русского народа.
Участие детей в праздничных Богослужениях делают детей смиреннее, добрее, уважительнее по отношению к старшему поколению.
Воскресение Христово это основа нашей веры, та первая и самая великая истина, которую начали благовествовать по миру апостолы.
Таким образом, работа с детьми по реализации целей и задач воспитательно-образовательного проекта показала, что решаемые вопросы чрезвычайно актуальны и приносят положительные результаты. Идеи проекта способствуют реализации национальных государственных задач, связанных с духовностью и нравственностью подрастающего поколения.
Мы уверены, что целенаправленная, комплексная, постоянная работа по тематике духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках воспитательного и образовательного процесса, в итоге будет способствовать решению задач воспитания у дошкольников доброты, милосердия, активного участия в судьбе близких людей.
В этом мы видим главную педагогическую, методическую и практическую ценность результатов проекта.