Наталия Нуйкина
Воспитательная работа классного руководителя с обучающимися, которые имеют интеллектуальные нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Классный руководитель может добиться успеха в воспитательной деятельности своего класса, если он любит свою профессию и детей. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель». Слова Л. Н. Толстого.
Публикация «Воспитательная работа классного руководителя с обучающимися, которые имеют интеллектуальные нарушения» размещена в разделах
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе.
Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе.
Система работы классного руководителя — это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Прежде чем воспитывать детей своего класса, классный руководитель должен хорошо изучить возрастные и индивидуальные особенности детей. В первый месяц мне пришлось наблюдать за ученицами своего класса, за их взаимоотношением друг с другом, анализировать их поступки.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Организация и воспитание классного ученического коллектива — это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Изучив характеры детей, мне стало легче строить свои отношения с ними, вести с ними воспитательную работу. В чём же она заключалась? Конечно же, в ежедневном общении с ними, проводя беседы, классные часы, узнавая больше о каждом из них каждый день. Мои ученики любят участвовать в школьных мероприятиях, соревнованиях, готовиться к праздникам, учить стихи, песни, участвовать в сценках. В этом им помогают наши учителя - предметники, воспитатели.
Таким образом, у детей идёт раскрытие их творческих способностей и это всё также помогает объединить, сплотить класс.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.
Я, как классный руководитель класса, стараюсь учить детей порядку и аккуратности, уважению и взаимопомощи друг к другу. Девочек приучаю к общественной работе в классе : подготовить доску к уроку, намочить тряпку, раздать тетради.
К ученикам своим отношусь всегда честно, улавливаю их настроение и настрой к учёбе. Если ребёнок заслужил- похвалю его, если провинился-могу и поругать. Учитель должен быть одновременно требовательным и тактичным человеком.
Думаю, что большую роль в воспитании детей играет и личный пример. Если наши слова идут врозь с делами, то грош им цена. Ребёнка не обманешь, если мы их учим доброте, честности, аккуратности-значит мы сами должны быть такими.
Нельзя оберегать ребят и от реальных трудностей - надо учить преодолевать их, нельзя скрывать противоречий общества - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения и находить путь к их разрешению.
В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Отношения классного руководителя с ребятами складываются не только в беседах, но и в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления — идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя — обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Следующий раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.
Изучение детей должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет всю последующую жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Хорошо когда воспитание полученное ребенком в семье не противоречит воспитанию, полученному в школе, а наоборот оно совпадает и где то дополняет друг друга.
Узнать об особенностях воспитания в семье можно разным способом: просто поговорить с родителями ребёнка или же предложить заполнить анкету. На последнем родительском собрании был рассмотрен один из видов отношений между детьми (с семье Ангелины,где мама Ангелины учила «давать сдачи» и не жаловаться родителям. Я была против этого, так как это ведёт к агрессии и ненависти друг другу, и можно ударить так, что ребёнок может упасть и неизвестно какие ещё после этого будут последствия. Пришлось учить родителей общению друг с другом. Отношения детей между собой, никаким образом не должно влиять на отношения родителей. Дети в день могут несколько раз, и поругаться и помириться. Родители наоборот должны показать как нужно правильно вести себя, а не выяснять отношения, между собой ругаясь перед детьми. Мы взрослые должны настраивать детей на дружбу, взаимопомощь, взаимоуважение.
Учитель всегда должен иметь тесную взаимосвязь с семьёй и совместно с родителями решать проблемы, возникшие с их детьми.
Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Предлагаю практические советы классному руководителю :
1. Никогда не унижайте, не оскорбляйте детей – своё негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре.
2. Старайтесь как можно больше времени проводить с классом : бывайте с ребятами на разных уроках, на экскурсиях, в музеях, ходите с ними в походы, просто разговаривайте.
3. Стремитесь понять расстановку сил в вашем классе, определите микрогруппы класса, выясните, кто является лидером.
4. Старайтесь отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечайте успехи и положительные сдвиги в учёбе, организованности, в каком – либо деле.
5. Не берите на себя больше, чем вы в состоянии сделать.
6. Работайте в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
7. Поощряйте детскую самостоятельность с умом, учите их этой самостоятельности.
8. Будьте гибкими в отношениях с ребятами, умейте определять, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться.
9. Стремитесь быть справедливым во всём и ко всем, никогда не доводите ситуацию до конфликта.