Галина Осипова
Опыт работы «Воспитание экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Одной из актуальных проблем в настоящее время является экологические изменения на планете, которые побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.
Дошкольное детство – это ответственный период в жизни человека. Когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём, познание ребёнком окружающего мира не может остаться в стороне, так как он живёт в этом мире, и не оспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем поведение человека в окружающей среде.
Публикация «Опыт работы „Воспитание экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В экологии центральным понятием являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда не замечая главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети хотят увидеть ещё больше. Стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы, прежде всего, помогаем им научиться испытывать восторг, восхищение природой. И от того, как он научиться мыслить и чувствовать окружающий мир, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало в отношении к окружающему миру и если мы сумеем заложить самое главное – умение сочувствовать, сопереживать, так как эти свойства личности во многом определяют отношение ребёнка к окружающему миру в будущем.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребёнком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Экологическое воспитание - это направление, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение - все мы часть природы и составляем с ней единое целое. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества системе дошкольного образования, поэтому данное направление быстро получило широкое распространение в сети ДОУ.
Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.
Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Это – общечеловеческий, общегражданский фундамент – начало экологической культуры любого человека, которое определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников.
Организация работы с детьми.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, создающим на её основе материальные блага или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Первый и достаточно существенный шаг на пути экологического воспитания дошкольников – создание необходимых условий для данной работы. Чтобы создать эти условия, необходимо было хорошо продумать окружающую природную и предметную среду, показав взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних факторов, деятельности человека.
Наш детский сад удачно расположен недалеко от реки и лесного массива. На территории есть цветник и огород, экосистемы «лес», «лесная поляна», «нетронутая природа». В итоге летом и осенью всё выглядит нарядно и даё т возможность проводить различные мероприятия с детьми: экологические проекты, путешествие по экологической тропе, заглянуть в уголок нетронутой природы, посетить берёзовую рощу, поиграть на поляне в окружении цветов. Ведь большую роль в экологическом образовании дошкольников играют практические исследования в природных условиях.
В осенний период дети вместе с воспитателями проводят очистку цветника от засохших стеблей и корней, убирают опавшие листья, заготавливают землю для комнатных растений, собирают разные семена для зимней подкормки птиц; листья, коряги, шишки для использования на занятиях и украшения групповых комнат.
В зимний период развешиваются кормушку для птиц.
В весенний период организуется посадка лука на подоконнике для наблюдения за его ростом и развитием в разных условиях (с водой, без воды, со светом, без света). Одновременно зелёный лук является хорошим витамином. Для огорода и цветника производится посев овощных и цветочных культур.
В группах организованы уголки природы, подобраны разнообразные растения, инвентарь по уходу за растениями, изготовлены календари природы, оформлены альбомы животных и растений нашего края, циклы наблюдений за погодой, снегом, птицами и домашними животными. Главная особенность уголков природы – непосредственная близость их к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года.
Труд детей в уголках природы и на участке, забота о растениях, беседы о работе в сельском хозяйстве позволили установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. В результате дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения зависит состояние, благополучие и сама жизнь растений в их окружении.
Выращивание даже небольшого количества растений способствовало появлению у дошкольников бережного, заботливого отношения. У них появилось сочувствие, практическая готовность прийти на помощь.
Традиционными стали экологические праздники с опорой на народный календарь, широко используются народные загадки, пословицы, поговорки, заклички.
Работа по экологическому воспитанию ведётся и за пределами дошкольного учреждения. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней.
Экскурсии проводятся в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения. Осенью – когда идёт массовое опадание листвы. Зимой – во время снегопада и подготовки к новогоднему празднику. Весной во время обильного паводка, массового цветения. Летом – во время бурного цветения лугов и полей.
Дети учатся видеть не только красоту окружающего мира, но и отмечать следы грубого отношения людей к природе. Они замечают сломанную ветку и аккуратно её удаляют, стряхивают снег с прогнувшейся под его тяжестью ветки. Много радости и удивления доставляет детям показ травы, зимующей под снегом.
Преобладание познавательного интереса в отношении – это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеет место сочувствие, обеспокоенность, готовность к оказанию помощи.
Самостоятельная деятельность ребёнка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной формации. Наличие такой деятельности – показатель отношения ребёнка к тому содержанию, которое она в себе несёт.
В процессе экологического воспитания используется : сюжетно – ролевая игра, отражающая различные события в природе и природосозидающую деятельность взрослых; практическая деятельность по созиданию или поддержанию живых объектов в зелёной зоне детского сада (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов; детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе; общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, действия по уходу; экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями; речевая деятельность: обмен информацией, впечатлениями, информацией, уточнение представлений о природе с помощью слова; наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе; просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.
Известно, что ведущим видом деятельности детей является игра. Игра привлекает всех – она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение и является основным видом деятельности ребёнка. Главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира. Основным стимулом познавательной деятельности детей является естественное желание поиграть. Игра – это деятельность ребёнка, в которой он выражает своё отношение к окружающей действительности.
Используя элементы сюжетно – ролевой игры для формирования осознанно правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы необходимо вносить сюжетные игрушки, которые изображают животных, чтобы игровая ситуация была тесно связана с экологией.
При использовании игр – путешествий нужно продумывать сюжет таким образом, чтобы дети в качестве путешественников побывали в самых разных местах. Дети очень активно участвуют в создании воображаемой ситуации, это помогает получить им новые знания, практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование игр и прогулок в природу сформировано у дошкольников осознанно – правильное отношение к природе и ко всему живому.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, используются игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумывается цель и дидактическая задача, определяется место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектируется сама игра и определяется степень участия в ней всех детей, продумывается оказание помощи малоактивным детям.
В процессе проведения дидактической игры поощряется выдумка, инициатива дошкольников, отмечается доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. В младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит через дидактические игры – «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других. В средней группе – «Угадай, кто, где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
В игровых обучающих ситуациях используются кукольные персонажи, которые становятся непосредственными участниками наблюдений. Персонажи попадали в такие ситуации, когда им были необходимы помощь и знания детей.
Используя игрушку Чиполлино, можно высаживать, а затем наблюдать за ростом и развитием лука в разных условиях. Выявлять зависимость изменения лука от степени освещения, температуры воздуха, наличия или отсутствия воды. Делать выводы, что с уменьшением солнечного освещения, тепла, воды начинает изменяться окраска «пёрышек» лука. В ходе игрового занятия «Профилактический осмотр доктором Айболитом» обследуются комнатные растения (внимательно осматривают, рыхлят землю, стирают пыль с листьев, обрезают пожелтевшие).
Взаимодействие с природой вызывает устойчивый познавательный интерес к окружающему, поэтому имеет большое значение проведение наблюдений на прогулках в игровой форме, это не только развивает наблюдательность, но и побуждает делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Цикл наблюдений помогает обогатить кругозор детей познанием мира природы, влияет на развитие их нравственных качеств.
Для укрепления более устойчивого интереса широко используются иллюстрации, рассказы о животных и растениях, наблюдения за живыми объектами. Это позволяет расширить знания детей об окружающем.
Наблюдения дают материал и для работы с родителями, потому, что дети рассказывают обо всём интересном родителям.
Организация работы с родителями.
Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы решаем главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.
В этой работе используются различные формы: родительские собрания, консультации, беседы, конференции, круглый стол, совместные походы и праздники, организация совместных дел, дни открытых дверей. Широко применяются педагогические ширмы, фотоколлажи где родители получают чёткие, конкретные практические советы. Широко используется помощь родителей при изготовлении атрибутов, поделок из дерева. Родители, которые принимают активное участие, отмечаются на родительских собраниях и праздниках.
Также в работе с родителями используются брошюры С. Н. Николаевой с рекомендациями по экологическому воспитанию детей в семье. В течение года проводятся «Экологические акции», Экопроекты – «Дерево моего ребёнка», «Защитим птиц», «Очистим лужайку», экологический марафон родителей, экскурсии в природу, развлечения, Викторина, КВН, открытые показы работы с детьми. Дети вместе с родителями изготавливают дома поделки из природного материала и приносят их в детский сад. Затем устраиваются выставки. Такая работа с семьёй способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия с семьёй, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
Заключение.
Система работы, в которой принимают участие взрослые и дети, вызывает радостные эмоции, закрепляет знание об окружающем мире, воспитывает творческую инициативу, эстетический вкус.
Системное знакомство ребёнка с природой, активный отдых совершенствуют у дошкольника важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, обобщение. Всё это способствует трансформации приобретённых знаний, умений, навыков в разные виды деятельности. У детей появляется ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту.
Воспитание любви к природе идёт через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в озеленении участка, групп, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах и скверах, не будут ломать деревья и кустарники. Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в сельском хозяйстве, дети полюбят, и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их.