Ленара Казакова
Народное воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с экосистемой парка им. А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственного и бережного отношения к природным богатствам родной земли. Наша малая Родина – прекрасный город Саранск и здесь у каждого из нас есть свой любимый уголок, куда мы ходим в любом возрасте и в любое время года – это парк.
Публикация «Народное воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с экосистемой парка им, А, С, Пушкина» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Парк имени А. С. Пушкина – излюбленное место отдыха жителей и гостей города, сердце нашей столицы, гордость нашей республики. Однажды побывав в парке, вы поймете, что никакой рассказ о нем не сможет заменить ярких, незабываемых впечатлений, теплых и светлых чувств, полученных от общения с природой.
Процесс воспитания экологической культуры построен на формировании осознанно-правильного отношения и взаимодействия с природой ближайшего окружения. Ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы – тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение.
Реальные достижения в работе по воспитанию экологической культуры у дошкольников обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами формирования экологической культуры. Несмотря на различие теоретических воззрений в практике дошкольного учреждения все разнообразие используемых методов определяется общей целью и задачами, содержанием и методами науки, а также возможностями детей и воспитателя. Предпочтение нужно отдавать тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и ее объектов, активное овладение навыками. К таким методам воспитания экологической культуры следует отнести : наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игру, экскурсию, демонстрацию натуральных объектов, их изображений и пр.
Важным средством воспитания экологической культуры дошкольников может стать художественная литература. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, художественная литература воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и «ритм» родного языка.
Художественная литература служит могучим средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она обогащает эмоции, воспитывает воображение и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Посредством художественной литературы дошкольники могут познавать природу, ее закономерности, открывать для себя особенности жизнедеятельности животных, птиц, насекомых и других организмов. Дети могут услышать рассказы о живых организмах, находящихся во взаимосвязи в условиях одной экосистемы – естественной или искусственной. Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. При воспитании экологической культуры у дошкольников важными оказываются словесные методы, которые помогают конкретизировать, пополнять и уточнять знания детей об известных явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе различной деятельности. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знаний детей о природе, формируют природоведческие понятия,
воспитывают экологическую культуру.
К эффективным средствам экологического воспитания относят потешки, пестушки, которые создавались народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. Большое значение в воспитании экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы.
В сокровищницу народной мудрости входят загадки, где отражается любовь к окружающей природе, знание ее. Пословицы и поговорки с древнейших времен выступали как педагогические средства. Во многих пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание, что природа – это сила, с которой надо считаться.
Эффективным средством воспитания экологической культуры дошкольников может стать игра. Игра для дошкольника – это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит тот или иное отражение в их играх.
Огромное значение в воспитании экологической культуры дошкольников имеет моделирование. В обучении моделированию с детьми можно изготовить ряд моделей, которые будут воспроизводить отдельные явления или объекты природы, позволяя познать их существенные стороны. Целесообразно осуществлять моделирование закономерных процессов природы, например сезонных изменений, роста живых существ и пр. Модели и моделирование позволят демонстрировать экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом формирования экологической культуры дошкольников, развития их представлений об экосистеме.
Посредством рассматривания картинок, фотографий, видеофильмов и т. п. знакомства с особенностями парка имени А. С. Пушкина дети учатся выделять виды растений, цветов, трав; подмечать особенности жизнедеятельности живых организмов, отмечать взаимосвязь со средой обитания. Дети получают элементарные представления о том, что различные организмы природы могут взаимодействовать в одной среде и экосистеме. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами парка у детей развиваются наблюдательность, интерес к природе.
Получения представлений об экосистеме детьми дошкольного возраста возможно и при их знакомстве с макетом парка в группе. Здесь могут быть помещены настоящие деревья, пеньки, мох, трава, растения, чучела птиц, животных и пр. Макет парка должен быть приближен к натуральным, природным условиям. Изучение уголка парка дошкольниками позволяет им понять экосистему, отметить взаимосвязь организмов парка друг с другом.
Среди важных средств воспитания экологической культуры дошкольников выделяют натуральные объекты, необходимые для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях. Целесообразность их использования обусловлена особенностями восприятия. Дети дошкольного возраста «любят наблюдать за природой, а также проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Такие ситуации позволяют развивать у детей различные положительные эмоциональные состояния. Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик или звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши, и она хорошо слышит.
Эффективным средством воспитания экологической культуры дошкольников является экскурсия. Экскурсии могут быть: водные, текущие, обобщающие; комплексные; в природу, в музеи, по памятным местам и пр. С помощью экскурсии реализуется принцип наглядности; экскурсия служит накоплению наглядных представлений детей, обогащению их чувственного опыта.
Целесообразно использовать различные средства и методы воспитания экологической культуры у дошкольников. Эффективным средством воспитания экологической культуры является ознакомления дошкольников с экосистемой парка А. С. Пушкина.
Посредством наблюдений за жизнедеятельностью организмов и объектов парка А. С. Пушкина дошкольников можно научить понимать явления природы, устанавливать простейшие связи в экосистеме. Детей подводят к пониманию того, что для жизни и роста растений, насекомых и птиц в парке нужно создавать благоприятные условия. Дети узнают, что под влиянием солнца и влаги трава быстро растет, обитатели парка, например птицы, утки греются на солнышке, питаются насекомыми и пр. Богатство явлений действительности открывается перед детьми, когда они видят красоту природы парка, особенности жизнедеятельности животных и птиц. Так, в парке дошкольники могут наблюдать, как плавают уточки в маленьком пруду, чем они питаются и пр. Дети учатся ухаживать за ними, у детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, «если приложить к ней труд, если любить ее».
Экскурсии в парк А. С. Пушкина, имеют большое значение, т. к. дошкольники смогут наблюдать за особенностями жизнедеятельности растений, деревьев, трав, цветов, животных, птиц и насекомых. В ходе экскурсии дети подмечают, что разные организмы, животные, птицы, насекомые, черви и пр. могут жить в одном определенном пространстве, среде. Таким образом, экскурсия может развивать представления детей об экосистеме парка. Такие наблюдения учат детей быть внимательными, развивать у себя гуманное отношение к природе, воспитывают экологическую культуру. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету.