Марина Газизова
Описание опыта работы «Воспитание у ребенка дошкольного возраста потребности быть здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
Введение
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому, оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия».
Публикация «Описание опыта работы „Воспитание у ребенка дошкольного возраста потребности быть здоровым“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка.
Воспитание ребенка с рождения определяется не только состоянием здоровья его органов и систем, но и тем микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живет и развивается человек. От правильного подхода к совершенствованию человеческого организма с момента рождения в дальнейшем зависит его здоровье в зрелом возрасте. В раннем и дошкольном возрасте эту работу осуществляют совместно родители и воспитатели.
В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно создание высокогигиеничной, развивающей предметно-пространственной среды, использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности: движение – радость, движение – здоровье, движение – развитие (Ю. Змановский, Э. Вильчковская и др.). Самостоятельная двигательная активность ребенка является показателем его жизненных сил и здоровья. Она предполагает способность к реализации собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельных двигательных действий, обеспечивающих сохранение здоровья. Самостоятельная двигательная активность возникает по инициативе ребенка, соответствует его потребностям и желаниям.
Содержание воспитательной системы «Здравия желаю тебе, малыш!»
Активная профилактика нарушения здоровья у детей дошкольного возраста предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. В отношении к здоровью проявляется уровень сформированности мотивации здоровьесберегающего поведения.
Выделяют несколько компонентов отношения к здоровью.
1. Ценностно–смысловой компонент отношения к своему здоровью (какова ценность здоровья, в чем смысл заботы о здоровье).
2. Когнитивный компонент (система знаний о здоровье, способах его сохранения).
3. Эмоционально-волевой компонент (принятие решения быть здоровым).
4. Поведенческий компонент (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).
Перечисленные компоненты мы можем наблюдать у подростков, старшеклассников, взрослых людей. А что же дети дошкольного возраста? Конечно, мы не ждем, осмысления ценности здоровья от дошкольника. Ребенок хочет быть здоровым, чтобы ему не делали уколы, чтобы не нужно было пить таблетки и так далее. Однако в дошкольном возрасте ребенок уже способен усвоить некоторую сумму знаний о здоровье и факторах, влияющих на него. Принимая это во внимание, нами была разработана система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здравия желаю тебе, малыш!».
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это начинать?
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности как значительной части общечеловеческой культуры. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом её формирования.
Основные компоненты здорового образа жизни :
1. Правильное питание.
2. Рациональная двигательная активность.
3. Закаливание организма.
4. Развитие дыхательного аппарата.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка. Только совместными усилиями специалистов разных областей знаний (медицины, физической культуры и спорта, психологии) можно решить эту сложную проблему.
Каковы пути решения проблемы?
1. Начинаем с себя, самосовершенствуемся: перестраиваем мышление
на здоровый образ жизни; пополняем собственный багаж теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладеваем оздоровительными системами и технологиями; приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.).
2. Второй аспект – работа с родителями : проведение «ликбезов» по
вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, дыхательные системы и т. д.); практических семинаров; семейных соревнований; дней открытых дверей и других мероприятий.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.
Когда надо начинать?
Здесь и сейчас.
Каждый наш шаг можно оценить с точки зрения здоровья :
• как мы сидим (осанка, положение ног);
• каков наш настрой (хотя бы на сегодняшние цели) и т. д.
Когда же эти навыки здорового образа жизни (здорового отношения к себе) войдут в привычку, они станут необходимыми как глоток свежего воздуха.
Основная цель работы – формирование потребности быть здоровым через овладение навыками самообслуживания и развития физических качеств, воспитание эмоционально положительного отношения к сверстникам и взрослым.
Задачи воспитательной системы :
• Воспитание интереса к себе и другим людям – сверстникам и взрослым.
• Обеспечение пространственно-временных условий для формирования и совершенствования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, самостоятельной двигательной деятельности.
• Воспитание самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания (воспитание нравственно-волевых качеств личности).
• Обеспечение всестороннего и гармоничного развития физических качеств.
Содержание воспитательной системы построено на принципах активности (самостоятельность, эмоциогенности (комфортность, позволяющая ребенку почувствовать внутренний психологический комфорт, индивидуализации (учет психофизических особенностей детей, эстетизации (наполнение жизни яркими переживаниями).
В этой модели здоровьесберегающее пространство выступает одним из условий воспитания у дошкольников потребности в здоровом образе жизни и включает факторы, обеспечивающие их психическое, физическое и эмоциональное здоровье. Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, истерика, плач и д. т.) и разрешение конфликтных ситуаций.
Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья, прививать навыки самообслуживания.
Содержание воспитательной системы – программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ее разделы «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» и «Физическая культура».
Специальные формы организации деятельности – физкультурные занятия, подвижные игры, игры-инсценировки, дидактические игры, организация режимных процессов, ролевые игры, праздники и развлечения. Их цель – воспитание привычки к аккуратности, чистоте, привитие навыков самообслуживания; удовлетворение потребности в общении, движении и развитии физических качеств; создание условий для спонтанной двигательной активности в помещении и на прогулке.
Методы воспитания – игра, игровые действия, решение проблемных ситуаций, метод комментированного действия, стимуляция двигательной активности, обыгрывание и проигрывание. Выбор того или иного метода зависит от:
• цели воспитательной системы (воспитание потребности быть здоровым);
• содержания деятельности детей (игровая деятельность – обыгрывание, комментирование, стимулирование двигательной активности; организация режимных процессов – комментирование, многократное повторение, игровые действия и упражнения);
• средств воспитания (различные виды деятельности детей);
• индивидуальных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития и воспитания» (Л. С. Выготский, т. е. от влияния на него социальной, эмоционально-психологической среды и его отношения к ней;
• личностных и профессиональных качеств педагога.
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из
условий воспитания у детей дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни, активных движениях, общении. При ее создании учитываются пространственный, предметный, цветовой параметры. Объекты развивающей предметно-пространственной среды (конструируемой на основе исходных концептуальных позиций В. А. Петровского) располагаются относительно друг друга таким образом, чтобы составлять целостную систему, отражающую количественные и качественное соотношение физкультурного оборудования и эмоциональных пособий. Можно выделить следующие компоненты предметно-пространственной среды:
• двигательная мини-среда, возможными элементами этой среды
являются подвесные атрибуты для дыхательной гимнастики, кольцеброс, мячи, кегли, мешочки с песком, стимулирующие такие движения, как прокатывание и метание предметов; картинки, изображающие различные виды движений.
• Эмоционально-эстетическая мини-среда, ведущими ее
элементами являются схемы эмоций, движений рук, поз; персонажи знакомых сказок и мультфильмов, мимические шарики, куклы – образы, иллюстрации и картинки с изображением детей, выполняющих различные режимные моменты с четким прорисовыванием эмоций; подборка различных по характеру, жанру музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Все эти пособия способствуют возникновению внутреннего эмоционального диалога ребенка с самим собой, активизируют общение со сверстниками и взрослыми.
Принципы создания развивающей предметно-пространственной среды:
• доступность – размещение предметов в пространстве таким образом, чтобы ребенок мог достать их независимо от роста и физических качеств;
• дополнительность – возможность использовать каждый предмет многофункционально;
• результативность – обеспечение возможности успешного выполнения движений;
• повышение трудностей – расположение предметов, обуславливающее развитие двигательной активности, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка;
• безопасность.
Цветовой параметр используется для создания в группе психологического комфорта, стимуляции познавательной и двигательной активности. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок, так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным средством создания эмоционально комфортного пространства, но и средством информации, обеспечения безопасности при выполнении упражнений. В групповых комнатах основным является голубой цвет, который в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность, обеспечивает эмоциональный комфорт. Таким образом созданная предметно-пространственная среда обеспечивает условия для самостоятельной двигательной активности ребенка, выступает средством воспитания у него потребности в здоровом образе жизни.
Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада. В рамках воспитательной модели используются такие формы работы с родителями, как совместные спортивные развлечения, прогулки, организация клуба «Молодая семья», лечебно-профилактическая работа с участием специалистов. В острый период адаптации (около двух недель) ребенок может посещать детский сад вместе с мамой, что позволит сохранить его психоэмоциональное благополучие.
Технологии воспитания
Реализация воспитательной системы осуществляется с помощью специально организуемых различных видов деятельности, где применяются личностно развивающие технологии: интеллектуальные формы организации деятельности, методы диалога, дидактические игры, игровые задания, подвижные игры и т. д. Отличительной особенностью реализации системы является то, что ребенок выступает не объектом, а активным субъектом.
Метод проблемной ситуации. С героем (с ребенком или игрушкой) что-то случилось. Ребенку предлагают найти выход из сложившейся ситуации. Тематика проблемных ситуаций (реальных, литературных, игровых) может быть следующей : «Ты упал и…», «У куклы Маши болит…», «У медвежонка грязные лапы…», «У тебя насморк, из носа потекло…», «У крокодила Гены болят зубы, помоги ему их почистить», «Кукла Маша идет на день рождения, помоги ей сделать прическу» и т. д.
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин (В. Васнецова, Б. Зворыкина, В. Жеребцова, О. Перовой и др.). Цель. Помочь осознать красоту человеческих движений, воспитывать интерес к народной игрушке, потребность в самостоятельной активности.
Игры – инсценировки («Курочка и цыплята», «Киска, киска, киска, брысь», «Оля и Айболит» и др.). Цель. Учить оказывать помощь человеку, соотносить игровые действия со словом, выделять и называть части тела куклы, воспитывать потребность в освоении способов сохранения своего здоровья. Воспитатель читает литературное произведение, ребенок изображает того или иного персонажа, передает его образ через слово, движения, действия.
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся, пузырь», «Карусель» и т. д.) помогают установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком. Они нравятся малышам, потому что отвечают основным потребностям – в движении и выражении положительных эмоций. Удовольствие от движения возвращает ребенку жизнерадостность и приводит в хорошее расположение духа.
Организация режимных процессов. Цель. Воспитание культурно-гигиенических навыков, привычки к аккуратности и чистоте, простейших навыков самообслуживания. Большую роль в проведении режимных процессов играют четверостишия, которые помогают обыгрывать действия детей, например: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Расти, коса, до пояса…», «Эту ножку – в этот домик, эту ножку – в другой домик…» и т. д.
«Отгадай, что в мешочке». Цель. Воспитание простейших навыков самообслуживания, привычки к аккуратности и чистоте. В «чудесном мешочке» находятся зубная щетка, расческа, вилка, ложка, носовой платок и т. п. Педагог достает по одному предмету, а дети объясняют его назначение.
«Разложи по порядку». Цель. Воспитывать потребность в освоении способов поддержания своего тела в порядке и чистоте. Воспитатель показывают иллюстрации, на которых изображены дети, выполняющие режимные процессы. Дети рассматривают их, раскладывают по порядку.
«Угадай, что я делаю». Воспитатель с помощью движений рук и мимики показывает элементы режимных процессов: «умываюсь», «расчесываюсь», «купаюсь», «снимаю одежду» и т. п. дети повторяют за педагогом движения, называют их.
Игры с дидактической куклой «Поможем кукле Маше одеться и раздеться». Цель. Продолжать закреплять в игре выполнение двух – трех знакомых культурно-гигиенических навыков, знание частей тела. В играх используется кукла, сундучок с сезонной одеждой, сюжетные картинки.
«Знакомство с куклой Машей». Цель. Формировать представление о частях тела человека (руки, ноги, голова и т. д., воспитывать потребность заботиться о своем теле. Педагог вместе с детьми рассматривает куклу, сообщает назначение рук, ног, головы, глаз, ушей и т. д., использует метод комментированного действия.
«Напоим куклу Таню чаем». Цель. Воспитывать желание заботиться об окружающих, учить объединять игровые действия в несложный сюжет. Педагог вместе с детьми отбирает из кукольного уголка все атрибуты, необходимые для сервировки чайного стола, накрывает стол и обыгрывает процесс чаепития.
«Что мы едим». Цель. Воспитывать потребность в целях сохранения здоровья правильно питаться. Воспитатель выкладывает на поднос продукты питания: хлеб, яблоко, грушу, капусту, огурец, шоколад, конфеты. Дети рассматривают их и совместно с педагогом определяют, какие из них полезны.
«Угадай настроение». Цель. Учить по мимике лица определять настроение человека. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены сказочные герои: грустный Зайчик, веселый Колобок, добрая Бабушка, злой Бармалей и т. д. Дети рассматривают иллюстрации и отгадывают настроение персонажей. Педагог использует метод комментированного действия и обыгрывания.
«Утро в лесу». Цель. Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности, закреплять основные виды движения, создавать условия для их совершенствования. Для эмоционального настроения детей во время утренней гимнастики используется аудиозапись птичьих голосов, шума леса и т. д.
Динамические паузы. «Заинька, попляши, серенький, попляши!» и др. Цель. Способствовать повышению двигательной активности, закреплять имитационные движения животных (прыжки на двух ногах). Материал. Игрушки для каждого ребенка, кубики, пеньки и т. д. Используется метод комментированного действия, обыгрывания.
Релаксационные упражнения (Н. Н. Ефименко). Цель. Обеспечить переход от динамической к статической деятельности; способствовать регуляции рефлекторных процессов, расслаблению мышц туловища и нижних и верхних конечностей. Используется спокойное музыкальное сопровождение и обыгрывание.
Спортивные развлечения («День здоровья», «Веселые старты», «Быстрые и умелые» и т. д.). Цель. Создание условий для организации оптимальной двигательной активности, обеспечение каждому ребенку физической и психологической комфортности, активное общение со сверстниками и взрослыми.
Заключение
В народе говорят: “Здоровому все здорово!”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.
Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями.
Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, необходимо добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
А созданная система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая в ДОУ, очень хорошо помогает освоить все эти знания ребенку дошкольного возраста.