Масалова Светлана Валерьевна
Воспитание у дошкольников чувства коллективизма
▼ Скачать + Заказать документы
Современная педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности. A. С. Макаренко также придавал большое значение коллективу как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив». Создание коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством воспитания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала», - писал А. С. Макаренко. «Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым»,- писал он. Высоко ценил он традиции и совместные яркие переживания, которые скрепляют детский коллектив.
Публикация «Воспитание у дошкольников чувства коллективизма» размещена в разделах
Взгляды выдающихся советских педагогов о коллективе и коллективизме служат теоретической основой практической деятельности учителей и воспитателей.
Понятие «коллектив» применимы к нашим детям дошкольного возраста, имеют свои особенности. Мы руководим, направляем и координируем действия детей, формируем у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении общего результата деятельности, постепенно преодолевая неустойчивость связей, слабость организационных основ. Условиями возникновения и становления детского коллектива являются совместная деятельность и общие переживания детей.
Сложное нравственное качество - коллективизм зарождается у детей из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться чем-либо, желания вместе поиграть, общими усилиями решить ту или иную задачу.
В процессе совместной деятельности дети учатся договориться, согласовать свои действия, справедливо разрешить спор. Так, постепенно, по мере накопления опыта, в результате целенаправленных воздействий нас - воспитателей, социальные проявления у детей развиваются, усложняются, перерастают в коллективизм.
Проходит длительный и сложный процесс для того, чтобы формировать детский коллектив. В начале коллектив состоит из 3-6 детей, возникает он в основном в игре; такое объединение очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Для детей младшего дошкольного возраста является воспитатель – организатором. Например, 4-5 детей вместе играют в «больницу», а воспитатель помогает им распределить роли, кто будет кем и их действия (доктор, больной, медсестра и т. д.). Показывая забавную игрушку, читая сказку, играя в подвижные игры, объединяем детей. Так у детей появляется общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами. «Как интересно, весело, хорошо играть вместе»,- говорим детям.
В дальнейшем дети сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее.
Теперь задача воспитателя объединить небольшие группы в один коллектив детей. Помогает нам в этом коллективные работы, как на занятиях, например: аппликация «Осенний лес», где дети дополняли своей работой общую работу; так выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: делали для малышей игрушки, пололи грядки на своём участке, уборка игрового уголка (мытье игрушек, стирка кукольной одежды) и т. д. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей нашей группы; он выполняет поручения и обязанности, которые имеют значение для всех такие, как дежурство по столовой и в природном уголке, украшение группы к празднику. На этом этапе позиция воспитателя изменяется : выступаем в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживаем хороших организаторов коллективных дел и затей, стараемся, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведем разъяснительную работу с теми, кто постоянно хочет на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.
Поощряем детей: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети услышат и замечания «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем». Определенным показателем сформированное коллектива являются совместные переживания детей за одного из своих товарищей, это видно очень хорошо, когда дети болеют за своего на соревнованиях, подбадривая его.
Со временем, рядом с понятиями «я», «мне», «мое» появляются понятия «мы», «нам», «наши», причем, иногда они отодвигают личное начало на задний план.
Учим каждого ребенка здороваться со сверстниками, а всем отвечать на приветствие вновь пришедшего, приветствовать долго отсутствовавшего ребенка, спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, утешить плачущего, порадоваться обновке товарища.
Поощряем детей, которые дружно играют и трудятся, по своей инициативе приходят на помощь товарищу (во время одевания на прогулку помогают застегнуть пуговицу, завязать шнурки, помогают товарищу убрать игрушки).
Теплоту во взаимоотношения приносит традиция празднования в группе дни рождения детей, где мы обязательно поем «Каравай», говорим поздравления, дарим подарки, угощаем.
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, которые способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.
Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренниками в детском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним.
Замечая появление ростков дружбы, поддерживаем, если влияние этой дружбы на детей благотворно. Подружившихся детей назначаем вместе дежурить, ставим их в пару на прогулке, посадим за один стол.
Дети осознают себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.
Литература:
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М. ,2003 г.
Макаренко А. С. О воспитании /Сост. и автор вступ. ст. В. С. Хелемендик. – М: Политиздат, 1990. – 415с
Семенека С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М, 2003 г.
Шипицина Л. М. Азбука общения – С-Петербург, 2002 г.