Ольга Хмыз
Воспитание у детей духовно-нравственных ценностей и безопасного поведения как один из аспектов противодействия терроризму
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, к сожалению, приходится часто наблюдать, как обесцениваются многие понятия, о которых раньше говорили и писали с особым трепетом. Наиболее отчётливо это прослеживается на примере духовно- нравственных ценностей. Общеизвестно, что духовно- нравственные ценности - высшие ценности человека, главной категорией которых является категория добра (блага, которая охватывает совокупность действий, принципов, норм правильного поведения. Отсутствие сказанного привело к многочисленным проблемам детства и семьи: нарушены процессы формирования у детей духовно- нравственной сферы; наблюдается духовно- нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения чёткие представления о пороке и добродетели, ответственности перед семьёй, обществом, нацией и государством. Нарушение процессов формирования духовно- нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, гражданская пассивность, криминал. Но особую угрозу семье и детству в последнее время представляет такое явление, как терроризм.
Публикация «Воспитание у детей духовно-нравственных ценностей и безопасного поведения как один из аспектов противодействия терроризму» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День солидарности в борьбе с терроризмом, 3 сентября
- Темочки
Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. Объектами нападения могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы, роддома, жилые дома, детские дошкольные учреждения. Таким образом, задача нашего общества и всех нас заключается в умении противостоять терроризму, обезопасить себя и своих детей.
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Важно помнить, что с терроризмом следует не только и не столько бороться, сколько предупреждать его возникновение. Мы должны помнить, что любой человек, независимо от занимаемого положения, может вдруг оказаться причастным к трагедии.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошкольников. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке). Или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном зале в октябре 2002 г., а захват детей в Бесланской школе - что может быть страшнее? Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом? Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Понятие безопасности в дошкольном образовательном учреждении ранее включало в себе следующие аспекты : охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
В МДОУ «Детский сад № 15» вопросам безопасности воспитанников уделяется особое внимание. С этой целью установлена кнопка тревожной сигнализации, безопасностью образовательного учреждения занимается вневедомственная охрана. Камера круглосуточного видео наблюдения препятствует проникновению подозрительных лиц на территорию детского сада. Обследование МДОУ сотрудниками правоохранительных органов, пожарными и специалистами городского управления по делам ГО и ЧС на предмет антитеррористической защищённости проводятся регулярно. Особое внимание уделяется технической укреплённости дверей, окон, чердачных и подвальных помещений, исправности средств пожаротушения, освещённости территории.
В воспитательном процессе детского сада стало традицией проведение недель безопасности, в течение которых педагоги отрабатывают совместные действия при эвакуации, напоминают детям о правилах поведения дома и в общественных местах, проводятся беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры по данной тематике. Воспитанники совершают целевые прогулки в места повышенной опасности, обыгрывают ситуации «Как вести себя, если…», оформляются выставки рисунков, пособий для изучения правил антитеррористической безопасности.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигает взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. С родителями предусмотрено проведение родительских собраний, консультаций, семинаров, открытых просмотров, вечеров обсуждений, анкетирование. В качестве раздаточного материала предусмотрены памятки и советы для родителей, оформлены стенды и папки-передвижки в родительских уголках. Родители участвуют в подборке дидактического и теоретического материала по противодействию терроризму. Проводятся беседы с сотрудниками гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
В результате этой работы у детей развивается осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее. Педагоги ориентируются на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей безопасного и здорового образа жизни. У родителей формируется осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа. В каждой семье разработали план действий в чрезвычайных обстоятельствах.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
В детском саду № 15 вопросам духовно- нравственного воспитания уделяется особое внимание, а формы работы разнообразны и интересны.
Это:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в стенах дошкольного учреждения, должно развиваться и идти через вовлечение наших детей в творческую деятельность широкого диапазона, вводящую в мир духовной культуры человечества, формирование выбора между нравственной ленью и трудностями духовного роста, поисками себя и нравственности в себе, заботой о других и благе общества. И тогда, бесспорно, такое опасное и несовместимое с жизнью явление, как терроризм, навсегда уйдёт из нашего общества.