Студенова Елена
Воспитание трудолюбия в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад выполняет работы особой значимости – подготовку детей к обучению в школе.
Психолого - педагогические исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на разносторонне развитие ребёнка – социальное, познавательное, эстетическое, физическое, трудовое.
Особое внимание при этом уделяется организации разных видов деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий элементарного труда, конструирования, рисования и т. д.) с учетом одной стороны психофизиологических особенностей дошкольников, а с другой – требований, предъявляемых школой к их развитию
Публикация «Воспитание трудолюбия в процессе ручного труда» размещена в разделах
В период дошкольного детства и в благоприятных условиях жизни, интенсивно развеивается интеллектуальная и эмоционально – волевая сфера ребёнка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная воспитательно - образовательная работа, в которой особое место занимает труд. Выдающиеся деятели прошлого видели в труде могучий источник знаний и умений. Ручной труд, как сказала Л. К. Шлягер, это лаборатория, в которой ребенок путем своего личного опыта черпает практические знания, изощряет и развивает все свои силы и способности. В настоящее врем я очень важно заниматься ручным трудом в детском саду. Я работаю воспитателем в логопедической группе с фонетик-фонетическими нарушениями речи у детей. Своей главной задачей в работе по ручному труду я ставлю учить детей трудиться, помочь формированию положительных взаимоотношений в процессе деятельности (уметь работать согласованно и нужно, оказывать друг другу помощь, доброжелательно относиться к работе товарищей).В подготовительной группе большую роль в трудовом воспитании начинает играть ручной труд с элементами творчества, технической выдумки.
В конце учебного года я пришла к выводу, что навыки рабочего труда в старшей группе освоены плохо. Дети практически не имели навыка свободного владения иглой, особенно мальчики Работа с природным материалом не увлекала большинство детей. Они не проявляли живого настоящего интереса к тому или иному виду ручного труда. Я решила, что с нового учебного года начну более углубленную работу по разделу «Ручной труд», а именно – обучение детей владению иглой, шитью кукольной одежды. Предварительно выяснила, что большинство детей имеет большое желание шитью работать с иглой, но умений недостаточно – только трое детей смогли показать, как правильно вдевать нитку в иголку, дети не знали, как завязать узелок на шитье, как правильно держать ткань при шитье.
Чтобы увлечь детей этим делом, я договариваюсь с мамой одного из детей (которая работала в ателье) провести экскурсию в это ателье, познакомить их с работой швеи и закройщиков. Перед проведением экскурсии в ателье, я составила план, по которому провела наблюдение.
После экскурсии в ателье, во время которой дети наблюдали, как из ткани можно получить различные красивые предметы одежды, я провожу беседу с детьми, в ходе которой уточняю и дополняю представление ребят о профессиях взрослых. В этой беседе я использую имеющийся у детей опыт, ведь они повседневно получают много впечатлений, черпают из личных наблюдений, рассказов взрослых, радио и телепередач. Вместе с детьми и родителями организовала в детском саду уголок ручного труда. Собрала готовые работы по шитью, оформила альбомы с образцами различных тканей, различных швов. Вместе приготовили наборы тканей (для каждого ребенка) для ознакомления со свойствами и качеством тканей и работой с ними, а также коробочки с нитками и иголками. Изготовила картонные полоски с дырочками для обучения шву «вперед иголка»
Девочки любят играть с куклами, стараются одеть их красиво, но в группе не всегда имелся необходимый набор одежды, нужно было шить ее самим. Кукольной одежды может не хватать и у малышей. Чтобы содержать свою одежду в порядке, необходимо умение работать с иглой. Стараюсь подвести детей к осознанному желанию научиться шить, познать полезность этого труда.
Первое занятие я провела по знакомству с инструментами, (игла, ножницы) и правилами работы с ними. На это занятие приглашала маму одного из детей, работающую в ателье. Она рассказала о правилах обращения с инструментами, объяснила, что они все должны быть в определенном месте, рабочий стол – в образцовом порядке.
Вначале я познакомила детей со швом «вперед иголка» (они учились шить мешочки). Многие сразу научились завязывать узелок в конце шва, выполнять, ровны шов. Чтобы линия шва получилась прямая, я на ткани предварительно наносила наметки простым карандашом. Если шов получался плохой, просила ребенка перешить.
Следующим этапом было обучение пришивания пуговиц, вначале с двумя, а затем с четырьмя дырочками. Дети пришивали пуговицы к кукольным наволочкам, рубашкам и другой одежде. Затем я познакомила детей со швом «через край», которым они учились обметывать петли, обшивать платки и салфетки. С первых дней дети относились к шитью по разному, не одинаково протекало и формирование навыков.
Сразу выделялась группа детей, которая испытывала трудности, не потому, что работа была для них новой, но потому, что сами они отличались несобранностью, неуверенностью неусидчивостью. Я старалась создать хороший настрой у ребят, в ожидании результата работы, в любой момент оказывала им помощь и поддержку. Иногда это выражалось в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Бывало, что трудную часть работы я выполняла вместе с ребятами. Так, для медлительной и застенчивой Тани, уменьшала объем работы, чаще подбадривала и поощряла ее. С некоторыми детьми часто приходится заниматься индивидуально. Показываю им работы товарищей, привлекаю в помощь детей с хорошими навыками. Постепенно и у этих детей вырабатывалась усидчивость и внимательность, их изделия стали нравиться им самим. Постепенно дети стали овладевать умением шить.
Потом я познакомила детей с выкройками, научила, как обводить по контуру картонные детали выкроек, наносить выкройки на ткань, сшивать детали.
Работу с выкройками показала на занятии, так же был организован совместный труд, в котором каждый ребенок выполнял не все задания целиком, а лишь определенную часть.
Так одна подгруппа детей наносила выкройку на ткань, другая вырезала детали выкройки, третья группа сшивала части. При такой организации от качества работы одних детей, зависел результат других.
Первое изделие (платье) не у всех получалось удачно, у некоторых части выкройки были сшиты небрежно редким швом, и когда одевали платье на куклу, шов разошелся. Все это подметили дети, тогда я предложила сшить платье для куклы лучше, а это переделать малышам.
При оценке результатов спрашивала, понравится их платье малышам, маме, бабушке. Поэтому в следующий раз я обращала внимание детей на качество своей работы и товарища. При обнаруживании недостатков, старалась помочь не справившемуся с работой, просила переделать.
Организуя такой коллективный труд, я учила детей, что перед тем как передать работу другому, надо самому проверить ее качество. Если сделаешь плохо, то этим сам подведешь своего товарища.
Так я вводила в жизнь группы правила совместной дружной работы. Каждый ребенок очень старался добиться положительного результата, поэтому они контролировали свои действия, сравнивали свою работу с работой товарища, просили меня посмотреть правильно ли у них получается.
При такой организации коллективного труда, у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки. Чтобы вызвать интерес к ручном труду, я старалась увлечь их работой по изготовлению сказочных героев.
Интересно проходила работа по изготовлению персонажей к сказке «теремок» .Я сказала детям, что работа будет проходить как будто в настоящем цехе бригадами, разделила детей на несколько подгрупп, в каждой назначила бригадира, закройщика, мастеров по шитью.
Бригадирами были выбраны самые умелые ребята. Хотя здесь и был элемент игры, каждый очень серьезно выполнял свои обязанности и результаты были хорошими.
В конце работы, дети поселили сказочных героев в приготовленный заранее домик-теремок.
В Уголке ручного труда периодически появлялись игрушки, изготовленные мной, куклы в нарядных платья,что также способствовало развитию у детей интереса к ручному труду. Для того чтобы игрушки получались нарядными, я учила детей украшать их.
Выделилась группа детей из 5 человек, по-настоящему увлеченных этим делом. Они собирались вместе и решали чем займутся. По своей инициативе они принимались обшивать кукол, сами кроили им платья. Потом изъявили желание помочь мне, когда я готовила костюмы по сказке «репка». Вовремя помогали мне подобрать ткань для платья, определяли какого цвета нитками шить, как украсить изделие.
При работе с природным материалом, привлекала внимание детей к уже готовым изделиям. При этом не брала слишком сложные образцы, лучше брать то, что им доступно. Дети при этом должны почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками.
Часто организовываю выставку поделок в уголке для родителей, дети мне помогают оформить выставку. Раз в квартал отмечаю для себя. Все ли дети проявляю интерес к ручному труду : кто полюбил игрушки из природного материала, кто предпочитает заниматься шитьем, плетением из бумаги.
Итак, наши дети научились шить, делать предметы из природного материала, а затем учу использовать детей приобретенные навыки в самообслуживании.
Игры детей благодаря самодельным игрушкам стали интереснее и длительнее.
С целью включения родителей в работу по трудовому воспитанию детей, я познакомила их с задачами, которые стоят перед педагогом, рассказала о видах труда, которыми дети занимаются в детском саду, созданных для него условиях.
Оформила тематическую выставку «Почему надо учить детей ручному труду», «Как надо организовывать уголок труда для ребенка дома». Дала родителям рекомендации по изготовлению игрушек самоделок из природного и бросового материалов. Проблемы трудового воспитания я решаю в тесном сотрудничестве с семьей.
В процессе работы передо мной стоит задача – внимательно изучать самостоятельно накопленные знания детей, учитывая их, при построении занятий, использовать для воспитания, трудолюбия и других ценных качеств – уважение к людям и их труду, бережного отношения к вещам, созданных трудом взрослых.