Маргарита Четверухина
Воспитание толерантности у дошкольников в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность. Однако помимо произнесения красивых слов, толерантность необходимо воспитывать, путем развития хороших манер, привычек, культуры общения, искусства жить в мире непохожих людей. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и улучшение качества жизни всего человечества. А воспитание терпимости у детей является еще и непременным условием формирования их воли и характера.
Публикация «Воспитание толерантности у дошкольников в современных условиях» размещена в разделах
Россия – многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему богат традициями и обычаями.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, приобщают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребностей и готовности к конструктивному взаимодействию с группами и отдельными людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время всевозможных досугов, развлечений, утренников, в самостоятельной игровой деятельности, а так же – это огромная ежедневная работа педагогов.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, нами задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников :
1) Проведение праздников и других массовых форм организации детей с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям в основе которых лежат сказки народов мира;
2) Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) Подвижные игры народов мира, такие как «Гори, гори ясно!», «Ручеек», игры-догонялки («Салочки», «Горелки», «Колдунчики» и другие);
4) Проведение народных праздников таких как «Масленица», «Рождество», «День Ивана Купалы», религиозные праздники и другие, в соответствии с народным календарем;
5) Знакомство детей с традициями народов разных стран, в том числе изучение народных праздников соседних стран, праздников народов Востока и европейских стран, например, «Сабантуй», «День всех святых», «Наурыз» и другие;
6) Тысячелетний опыт совместного проживания на русской земле обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора нашей страны, на примере сказок и пословиц демонстрируется богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию у детей чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывает роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, казахских, узбекских, татарских, немецких и других народах. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.
7) Игры-занятия, создание на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
8) Сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировка сказок.
В процессе воспитания, ознакомления детей с необходимым материалом создаются необходимые условия для их дальнейшего умственного развития; детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то о чем расскажет или прочтет им воспитатель.
Использование на занятии игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Такие игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто приносятся ими с занятий в самостоятельную деятельность.
Полезно включать в занятия дидактические игры. Для старшего дошкольного возраста подойдут игры: «Назови достопримечательности» или «Назови любимые сказки немецких детей» и т. д. Игры проводятся что бы закрепить знания детей получение на занятии.
Эмоциональная атмосфер на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как мы педагоги прочтем рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажем о героях, о любом городе в котором они живут. Искренность чувств взрослого непременно передается и нашим воспитанникам.
Очень эффективным средством способствующим и усвоению нового материала, и воспитанию чувств детей является использование на занятиях сочетания жизненного опыта детей с художественной литературой, произведениями изобразительного искусства, музыкой. Выбор художественных средств и их сочетание зависит от темы занятия. На одном занятии можно ограничится, например, только рассматриванием картины или чтением рассказа; на другом необходимо использовать полехудожественный подход – и музыку, и поэзию, и живопись.
В работе по ознакомлению дошкольников с явлениями общественной жизни в числе других очень важны занятия изобразительной деятельностью, так как в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Занятия изобразительной деятельностью на темы общественной жизни конечно решают изобразительные задачи (передача движений, взаимодействие предметов, пространственное расположение и т. д.). Однако воспитательная ценность этих занятий несомненна: нравственное воспитание осуществляется при постановке темы и через организационные моменты.
Культуры межнационального общения дошкольники постигают через игру, на физкультурных занятиях, одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростях жизни добру и справедливости, чести порядочности, любви и долгу. Она формирует высокую нравственность. Для знакомств с культурой других народов проводятся развлечения «Игры народов мира», спортивные праздники, «Путешествие по сказкам», «Назад в Афины», «Праздник Африки».
Темы занятий могут быть разными, но они обязательно согласуются с тематическим планом. Примерные темы: «Любимый город», «Предметы быта народов Руси», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Такие занятия носят творческий, активный характер, интересны детям и дают воспитателю большую возможность для уточнения глубины знаний детей и характера, формирующегося у них отношения к явлениям общественной жизни.
Таким образом все занятия, в той или иной мере, позволяют активизировать интерес дошкольника в начале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения к правам людей, других национальностей и рас, а также обеспечивают основу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Результативность воспитательного воздействия всегда определяется конечным его результатом, который определяется в поведении ребенка. Необходимо всегда помнить, что педагог – «проводник» воспитательных идей.