Ирина Васильевна Тресковская
Воспитание стрессоустойчивости у дошкольников
▼ Скачать
В современном обществе жизнь взрослого человека насыщена, а соответственно наполнена стрессами. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Публикация «Воспитание стрессоустойчивости у дошкольников» размещена в разделах
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Под психическим здоровьем понимается совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных замыслов и целей. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, а так же стрессоустойчивости. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста можно разделить на две группы:
1. Упражнения на расслабление отдельных групп мышц ( например: шеи, рук, ног, туловища)
2. Направленные на расслабление всего тела, в которых задействуются в правильной последовательности
основные группы мышц.
Полному расслаблению способствует спокойное, ровное дыхание и воображение места в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворённо. Если взрослый человек имеет возможность самостоятельно изучить методику проведения релаксации и использовать эти знания для расслабления в период стресса, то ребёнка нужно научить расслаблять мышцы и управлять своим телом. Ниже приведены примеры нескольких релаксационных упражнений: