Елена Борисова
Воспитание патриотической позиции у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско-патриотическое воспитание на сегодняшний день– одно из самых главных звеньев системы воспитания. Ведь с воспитания отношения привязанности к родному детскому саду, семье, улице, друзьям начинается формирование основного фундамента, на котором позже вырастет более сложное образование – чувство любви к своей Родине. Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, гражданского, эстетического воспитания детей является народное творчество.
Публикация «Воспитание патриотической позиции у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Прежде чем говорить о воспитании патриотической позиции, давайте в начале определим, что же такое патриотизм. Патриотизм (греч. — соотечественник, — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, имеющим в основании любовь и привязанность к Родине, а также готовность пожертвовать своими интересами ради неё. В свою очередь патриотическая позиция личности - это совокупность ее патриотических отношений, образцами проявления и структурными составляющими которых являются патриотические принципы, чувства и качества.
Любовь к Родине является одним из самых сильных человеческих чувств. Патриотизм не приобретается, он зарождается вместе с человеком, впитывается с молоком матери. Это невозможно объяснить с помощью науки. Скорее всего, душевные переживания за свой дом и свою малую Родину находятся глубоко в подсознании каждого человека. «Патриотизм – это не только любовь к Родине. Ведь, любовь – это чувство. А патриотизм – это ежеминутное действие, направленное на защиту интересов своей страны в любой точке мира.» - писал О. Е. Бочаров. Вот почему очень важно формирование патриотической позиции у детей с ранних лет. Определяется она (позиция) как демонстрация ребенком своих представлений о себе, своей семье, о городе, в котором он живет, крае, стране, о государственных символах, об искусстве своего народа, о труде. Формируется отношение детей к защитникам Отечества, к памяти погибших в сражениях за Родину, в стремлении быть похожими на героев своей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание на сегодняшний день– одно из самых главных звеньев системы воспитания. Приступать к работе по патриотическому воспитанию необходимо с создания для детей душевной и уютной атмосферы. Каждый день детей в детском саду должен быть наполнен развлечениями, улыбками, добрыми друзьями, забавными играми. Ведь с воспитания отношения привязанности к родному детскому саду, семье, улице, друзьям начинается формирование основного фундамента, на котором позже вырастет более сложное образование –чувство любви к своей Родине. Под руководством взрослых у детей со временем формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений.
Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к очень сильным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, И. Айвазовского, К. Васильева и других известных художников, с большой любовью изображавших родную природу. В другой раз они могут слушать стихи А. Пушкина, М. Лермонтова и С. Есенина, либо музыку П. Чайковского и других знаменитых композиторов. Отбирать для прослушивания нужно обязательно понятные, но высокохудожественные произведения.
Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений об известных соотечественниках. Ребятам следует рассказывать о людях, которые в разное время прославили нашу страну: учёные, поэты, врачи, изобретатели, художники, композиторы, путешественники, космонавты. На примерах этих людей нужно знакомить детей с лучшими чертами народов нашей страны: творческими талантами, гостеприимством, стойкостью, душевностью, готовностью защищать свою Родину.
Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, гражданского, эстетического воспитания детей является народное творчество. В сказках, поговорках, загадках и прибаутках содержится народная мудрость, которая испокон веков воспитывала в подрастающих поколениях гордость за талант народа, любовь к родной речи, интерес к выразительному, меткому слову. Дети очень хорошо улавливают меткость народного слова, с удовольствием включают в свою речь яркие выражения, присутствующие в фольклоре, с радостью разгадывают загадки, читают и учат потешки.
Предметы декоративно-прикладного творчества вызывают не меньший интерес со стороны детей. Вовлечение всех видов народного искусства в работу с дошкольниками не только оказывает положительное влияние на патриотическое воспитание, но и явно оживляет педагогический процесс.
Для воспитания патриотической позиции детей можно и нужно использовать различные дидактические игры. Например,
Дидактическая игра «Государственные символы»
Цель: расширять знания детей о государственных символах России — Герб, Флаг, Гимн, а также о гербе своего родного города, воспитывать уважение к ним; чувство сопричастности к своему народу.
Материал: изображение Герба, Флага России, герба родного города, аудиозапись.
Ход игры:
Детям предлагают по очереди рассмотреть изображения государственных символов России, а также герб своего города, описать их и дать объяснение, что означают такие символы.
Дидактическая игра «Самое дорогое» Цель: формировать у детей значение понятия «Родина»; раскрыть его общую сущность; воспитывать любовь к родной земле.
Ход игры:
Воспитатель. Родной край есть не только у нас, людей, но и у животных. Когда человек находится далеко от родной земли, она скучает по ней. А теперь представьте, что вам пришлось оказаться вдали от родного дома. Чтобы вы хотели получить от мамы и почему именно это?
Дети обосновывают свои ответы.
Дидактическая игра «Город, в котором я живу»
Цель игры: раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, дети рассказывают, где работают их родственники. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны.
Вследствие всего выше сказанного можно сделать вывод, что формирование у дошкольников патриотической позиции состоит, в первую очередь во взаимосвязи разных средств и методов воспитания, которые помогают обрести ребенку систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни. И мы, педагоги посеем зернышко любви, в душу маленького человека, которое вырастит в нечто большее, и это позволит ему с гордостью нести по жизни лозунг «Помнить прошлое – беречь настоящее – думать о будущем!»