Марина Макеева
Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой матрёшкой
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной игрушкой матрёшкой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Матрешка, матрёшки
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Процесс ознакомления с родными народными игрушками, а в частности с матрёшкой, должен быть разнообразен и регулярен, интересен детям, так как через игрушки дети познают мир.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействия ребенка и педагога с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дети отвечает доверием взрослому, им присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач по патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду,так как она является универсальной игрушкой.
В процессе знакомства детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Погружение в проект.
Однажды одна из наших мам принесла в группу матрёшку и сказала, что её дети не играют в неё. При наличии у детей большого количества современных игрушек, которые летают, стреляют, разговаривают им совершенно не интересна матрёшка. Я показала её детям и спросила, что это. Все ответили, что это матрёшка, но не смогли дать ответ на вопросы: «Из чего она сделана?», «Почему названа Матрёшкой?», «Какие виды матрёшек бывают?». Ответы на эти вопросы мы решили найти в процессе реализации проекта «Матрёшка».
Основной этап проекта.
1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
2. НОД: «Откуда появилась матрешка?»
3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
4. Чтение стихов и загадок о матрёшке.
5. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
6. Заучивание пословиц, объяснение их смысла:
7. Интерактивное посещение музея матрёшки.
8. Выставка детских работ: «Красавицы- подружки»
Пластилиновое творчество «Хоровод матрешек»
10. Аппликация. «Детская авторская матрёшка.»
11. Танцевальный марафон «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
12. Практический семинар для родителей «Матрёшка- игрушка универсальная»
Заключительный этап.
1. Мониторинг и оценка результатов
2. Создание музея «Матрёшки».
3. Создание вернисажа «Матрёшки разные нужны, матрёшки разные важны»
4. Подборка дидактических игр «Разрезная матрёшка»
5. Совместное мероприятие с родителями
«В гостях у матрёшки»
В результате проекта наши дети узнали так же, что матрёшка это не только сувенир, но и частичка русской души. Они стали бережно относится к ней, с удовольствием играть с матрёшкой в хороводные и дидактические игры.