Галина Санатулина
Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств посредством совместной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Поэтому мы стараемся уделить более пристальное внимание социально-коммуникативному развитию наших воспитанников.
Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание патриотических чувств посредством совместной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:
• развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;
• трудовое воспитание;
• патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на одном из этих направлений – патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.
Задачи патриотического воспитания:
— воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формировать бережное отношение к природе и всему живому;
— воспитывать уважение к труду;
— развивать интерес к русским традициям и промыслам;
— формировать элементарные знаний о правах человека;
— расширить представления о городах России;
— познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
— формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
В работе по патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие принципы:
• Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
• Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
• Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
• Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).
• Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Условия патриотического воспитания:
• Создание, благоприятного психологического климата в детском коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
• Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов) - тематический блок, тема.
• Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.
Хочу рассказать Вам о формах работы по патриотическому воспитанию в нашем детском саду.
В группе создан уголок по гражданско–патриотическому воспитанию. Работая с детьми в уголке, мы расширяем представления о городах России, знакомим с символами государства (герб, флаг, гимн); развиваем чувство ответственности и гордости за достижения страны; формируем толерантность, чувство уважения к другим народам.
В уголках «Семья» и «Школа» через сюжетно – ролевые игры дети учатся любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, школе.
В уголках «Весёлый карандаш» и уголке природы развиваем интерес к русским традициям и промыслам, воспитываем уважение к труду и бережное отношение к природе и всему живому.
В уголках «Соблюдай ПДД» и «Физкульт – ура!» закрепляем знания детей о правилах дорожного движения, правила поведения в транспорте, знакомим с транспортом посёлка и городским транспортом, формируем навыки здорового образа жизни, воспитываем чувство ответственности за себя и своих близких.
С детьми проводим НОД по патриатическому воспитанию. Педагогами были разработаны тематические недели: «Я и моя семья», «Мой любимый детский сад», «Наш посёлок», «Мы живём в России», «Традиции и обычаи» и т. д.
Беседуем с детьми о Родине, о родном посёлке, о природе родного края, о героях и людях труда.
В книжном уголке «Книголандия» выставляется детская литература по тематике.
В свободной деятельности дети играют в ролевые, дидактические, настольные игры.
Педагоги организовывают тематические мини – выставки по ознакомлению с народным творчеством, с жизнью и бытом людей в старину. Дошкольники принимают активное участие в создании экспозиций и у них есть возможность не только посмотреть, но и взять в руки любой выставленный экспонат.
Проводим тематические праздники и развлечения, тем самым приобщая детей к культурному наследию народов России.
Не менее важным в патриотическом воспитании детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Мы привлекаем родителей к организации праздников, развлечений, акций. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, проектах. Были организованы семейные встречи, на которых родители рассказывали о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
Привлекаем детей к участию в общественной жизни посёлка: участвуем в праздниках и акциях к дню матери, ко дню пожилого человека и дню Победы.
Устраиваем экскурсии по достопримечательностям нашего посёлка.
Доброй традицией стало сотрудничество со школой. Каждый год 1 сентября мы ходим поздравлять первоклассников с началом школьной жизни. Школьники проводят для дошколят познавательные конкурсы и викторины.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.