Надежда Евгеньевна Степанова
Воспитание патриотических чувств как компонент нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Родина. Понимание её у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания ребёнка. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Публикация «Воспитание патриотических чувств как компонент нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Патриотическим воспитание -это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности. Оно направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры.
Воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является потребностью совершать добрые дела и поступки, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда развиваются представления о человеке, культуре. Важно привить детям чувство любви к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм
Задачи патриотического воспитания
1 формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
2. формирование нравственной жизненной позиции подрастающего поколения.
Для этого нужно тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников
Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников : ведь природные явления, воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка.
Одной из форм учебно-воспитательной работы является экскурсия которая позволяет организовать наблюдение за явлениями в естественных условиях.
В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные, целевые прогулки, мини походы
Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной природа побуждает к передаче чувств и мыслей. Через экскурсии в лес формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Все целевые прогулки сопровождаются играми и забавами
Воспитанию патриотизма более эффективно, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду. Процесс познания происходит только когда, ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Аллея около сада, и березовая роща -всё это закладывает первые основы патриотизма.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитие интереса к национальным традициям. Эти и другие задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения, со взрослыми и сверстниками.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он видел
в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, материал для воспитания любви к Родине.
Поэтому произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Начиная работу по патриотическому воспитанию любви нужно рассказать детям, о данной местности и родном крае.
Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы. Объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Это поможет способствовать правильному воспитанию любви к своей стране, краю. Поэтому к каждому ребёнку должен быть
дифференцированный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей и праздники.
Оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням
Главной целью является- познакомить с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, воспитать любовь к Отечеству.
Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, игровые приемы и др.
Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость. Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать любовь к близким людям, к малой Родине, к России.