Наталья Соклакова
Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников как одно из направлений социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – коммуникативное развитие - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника
направлено на решение следующих задач:
Публикация «Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников как одно из направлений социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине.
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.
Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказываю : семья (родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки и другие родственники, детский сад (в первую очередь воспитатели,общество (сверстники, друзья,
Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте :
максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала
гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению
Формы работы :
1. Занятия
2. Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы.
6. Просмотр видеофильмов.
7. Театрализованные постановки.
8. Музыкальные досуги, развлечения.
9. Интерактивные игры, презентации и др.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Цели:
1. формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
2. формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ
1. Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно”
2. Научить ребенка быть внимательным, осторожным
и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки)
3. Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения
Основные направления работы по ОБЖ
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения
2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного
восприятия окружающей обстановки
3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной
меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
1. Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке
2. Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке
3. Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил
4. Развивать качества ребенка : его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения
«Уголок безопасности»
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
1. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.)
Соответственно, в уголках должны быть:
- Набор транспортных средств;
- Иллюстрации с изображением транспортных средств;
- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.)
- Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор» и другие, соответствующие возрасту игры.
- Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .
- Соответственно, в уголках должны быть:
- Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .
- Книжки «Кошкин дом»,
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
1. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
2. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др) .
Соответственно, в уголках должны быть:
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зелёного цвета,
- макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.) ;
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
- картинки для игры на классификацию видов транспорта; простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть;
- макет транспортного светофора (плоскостной) .
ДИ «Помоги Мишке стать здоровым»
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
1. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
2. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
3. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения».
Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Соответственно, в уголках должны быть:
• макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;
• дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
• макет улицы с пешеходным переходом (обязательно) .
• полотно с изображением дорог, пешеходных переходов;
• мелкий транспорт.
• макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.
• небольшие игрушки (фигурки людей) .
• Дид. игра «Добрый и злой человек»,
• Наглядный материал «Как вести себя дома и на улице», «Опасные предметы», «Будь осторожен с электроприборами».
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
1. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
2. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что
человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
3. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе).
4. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Соответственно, в уголках должны быть:
- макет перекрёстка, смогут моделировать улицу;
- набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
- информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
- предупреждающие знаки – «Дети»;
- запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка
знаки сервиса – «Больница», «Туалет», «Пункт питания».
- дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
1. Формировать основы экологической культуры.
2. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
3. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
4. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как
гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения
человека в этих условиях.
Соответственно, в уголках должны быть:
- дидактические игры по различным направлениям (безопасность в быту, на дороге, при пожаре, охрана и укрепление здоровья и др.) Например : «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» и др.
- учебные макеты, перекрестки;
- книги разных авторов на соответствующую тематику;
- справочная литература: энциклопедии, справочники;
- строительные конструкторы по с блоками среднего и маленького размера;
- транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;
- настольно-печатные игры;
- макет нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
- разные альбомы на данную тему;
- аудиокассеты с художественными произведениями по правилам дорожного движения;
- альбомы со стихами и загадками, книжки-раскраски;
- иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей;
- семейные проекты: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.
- картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) ;
- окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по правилам дорожного движения.
- разметка: две полосы движения, пешеходные переходы, «зебра», тротуары, перекрёсток,
- действующий светофор,
- знаки дорожного движения для улицы,
- детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски,
- наглядная информация: плакаты, баннеры.