Татьяна Попкова-Ковалёва
Воспитание онлайн — новый формат работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Всего за несколько месяцев эпидемия коронавируса сильно изменила стиль жизни всех людей в мире. Улицы городов опустели, торговые центры, развлекательные центры, кинотеатры, театры и музеи закрыли двери, а многие работодатели перевели своих сотрудников на удаленную работу. Но сидеть дома пришлось не только взрослым. Из-за угрозы распространения инфекции, согласно Постановления администрации города Черногорска № 659-П от 26.03.2020 года «О введении на территории муниципального образования города Черногорска режима функционирования Чрезвычайная ситуация для органов управления Черногорского муниципального звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в городе приостановили работу дошкольные образовательные организации. Но в этой сложной ситуации можно найти и положительные моменты. Большинство семей, соблюдая карантин, оказались в режиме онлайн, и это технический прогресс в образовании.
Публикация «Воспитание онлайн — новый формат работы с дошкольниками» размещена в разделах
Чем же занять ребенка во время карантина? Как эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома? Что делать, чтобы общение детей и родителей было более интересным и насыщенным? Этими вопросами одномоментно задались все родители. Педагоги детского сада не остались в стороне. Никогда прежде воспитателям детского сада не приходилось работать со своими воспитанниками удалённо. Но с введением ограничительных карантинных мер им пришлось решать множество новых организационных и методических задач, чтобы прийти на помощь родителям и заниматься с детьми в дистанционном режиме. К счастью, мы живем в век интернета, поэтому вооружившись электронными картотеками развивающих игр, заданий и мастер-классов воспитатели, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель устремились на помощь родителям. Ежедневно они разрабатывали содержание обучающей деятельности в соответствии с утвержденным тематическим проектом и планом работы. Какие ресурсы использовали педагоги: собственные интернет-страницы, электронные почты родителей, Instagram, Viber, WhatsApp.
Помимо непосредственного взаимодействия с дошкольниками, педагоги в форме видеоуроков, видеороликов, мультфильмов, актуальных ссылок, презентаций помогали родителям найти индивидуальный подход к своему ребенку, установить более тесное общение, обучали несложным методам, как заниматься с ребенком. Это помогло детям не скучать и с пользой провести время дома, получить больше любви, внимания и общения со стороны самых близких людей, а родителям это позволило лучше узнать своих детей: их потребности, интересы, способности и желания. Задача педагогов состояла в том, чтобы предложить родителям наиболее эффективные и разнообразные приемы и методы работы с детьми. Чтобы не перегружать родителей и не быть настойчивыми, подобная работа осуществлялась 1 раз в неделю, не более 10 минут, а также по индивидуальным запросам. Помимо этого, родители получали упражнения и раздаточные материалы в электронном виде, которые распечатывали и использовали в совместной деятельности с ребенком. Педагоги делали упор именно на живое общение взрослого и ребенка – без использования гаджетов.
Существует такое суждение: «Если у ребенка забрать режим, то он становится нервным, раздражительным, потому что у него нет понимания структуры дня. Ребенку важно иметь план в голове, он должен понимать, что утром мы встаем, умываемся, завтракаем и так далее. Когда у него есть какой-то порядок, алгоритм действий, то он спокойный, уверенный, веселый, потому что он знает, что будет дальше. Необязательно вставать в 7 утра, если не надо идти в садик, но важно, чтобы ребенок понимал, что за чем следует. Если режим корректируется, то нужно эту скорректированную схему также донести до малыша».
Поэтому нам было важно, чтобы соблюдался привычный режим дня ребенка. Ведь, после затянувшихся «каникул» детям очень сложно входить в режим. Поэтому ежедневно инструктор по физической культуре отправляла в группы родителей всех возрастных группы видеозарядки. После 9:00 к работе приступали воспитатели – особым интересом пользовались мастер-классы по изготовлению разнообразных поделок, нетрадиционному рисованию, элементарных опытов и экспериментов. Ближе к 17:00 обязательно – аудиосказка или рассказ.
С момента объявления режима самоизоляции многие родители принялись закупаться различными развивающими игрушками. Мы же предложили креативный вариант – сделать игрушки своими руками, дать детям почувствовать себя настоящими инженерами, дизайнерами, архитекторами…организовать собственную фабрику по производству праздничной одноразовой посуды, дымковской игрушки…подарить вторую жизнь пластиковым бутылкам, губкам для посуды и многое другое. Например, многие девочки увлеклись изготовлением украшений (браслеты и бусы из скрепок, колье из ракушек, кольца из соленого теста и т. п., а мальчики – конструированием макетов зданий, транспорта из коробок, бутылок, одноразовой посуды.
Еще одно увлекательное и полезное занятие – экспериментальное выращивание на подоконнике разных культур. Предлагали детям посадить любое растение на выбор, научили вести дневник, в котором они фиксировали все стадии роста и развития культуры. Рекомендовали родителям высаживать быстрорастущие растения, чтобы поддерживать мотивацию ребенка на высоком уровне. Благодаря чему, территория детского сада в этом году была озеленена по-особенному.
Так же в детском саду проводились социальные акции, тематические недели и различные конкурсы. Например, в апреле в саду успешно прошла дистанционная неделя по теме «Тайна третьей планеты», посвящённая Дню космонавтики. К просмотру были рекомендованы познавательные мультфильмы и документальные видеоролики «О космосе», «Как Солнце влияет на Землю», «Первый полёт Юрия Гагарина». Познавательными и интересными для малышей и их родителей оказались видеозанятия и мастер-классы «Ракета», «Космические просторы» и т. п. Проводилась акция «Пасхальное чудо», родители и дети делились фотографиями, на которых мы могли увидеть творческий процесс украшения пасхальных яиц, готовка куличей, изготовление поделок по данной тематике.
В формате онлайн проводилось также физическое и музыкальное воспитание дошкольников. Инструктор по физической культуре Рыбакова Елена Анатольевна представляла серии видеозанятий по формированию правильной осанки, обучению детей простым навыкам самомассажа и другие. А вместе с музыкальным руководителем Алёной Дмитриевной ребята пели в формате онлайн или слушали музыку. Воспитанники подготовительной группы с трепетом репетировали творческие номера для несостоявшегося выпускного. Родители и педагоги детского сада, несмотря на режим самоизоляции, стали активными участниками конкурса чтецов «Была война… Была Победа…», акций «Окна Победы», «Окна России», «Сидим дома», «Свеча памяти» и других. Проводилась в нашем саду акция «Бессмертный полк», в которой родители и дети в любой форме могли рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ (презентации, видеоролики). Большой популярностью пользовался марафон «Нескучайки-помогайки», в котором приняли участие более 60% воспитанников : дошколята на протяжении всего карантина активно помогали родителям, самостоятельно находили интересные для себя занятия, а фотоотчетами и аудио-впечатлениями делились с воспитателями. Марафон завершился 29 мая 2020 году, были подведены итоги и самые активные участники получили звания «Великий нескучайка» и «Главный помогайка».
Благодаря вышеописанному опыту, хочется отметить, что дистанционные формы взаимодействия стали более привычными для всех сторон образовательного процесса. Теперь это уже не вызывает столько эмоций, как было вначале. За все время дистанционного взаимодействия с детьми и родителями наши педагоги значительно повысили свои знания и навыки в сфере информационно-коммуникационных технологий : освоили различные программы по обработке фото- и видеофайлов, научились создавать интересные и нестандартные ролики, презентации. Для родителей в удалённом обучении их детей тоже есть свои плюсы. Дистанционные формы взаимодействия с родителями позволяют не только быстро и интересно занять детей, но и помочь им в познании, включиться в эту работу непосредственно : фотоотчёты, по желанию, родители пересылали воспитателям своей группы.
В конце июня, с началом функционирования в ДОУ дежурной группы было проведено онлайн-анкетирование родителей для того, чтобы они оценили уровень дистанционного обучения. Как показали результаты, 93% родителей наших воспитанников удовлетворены качеством такой работы.