Елена Владимировна Полещук
Работа кружка «Живой ручей» по развитию духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование кружка «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие дошкольникам норм и правил общественной жизни часто действуют лишь при наличии ощутимого внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем наличия у личности сформированных нравственных качеств является внутренний контроль, действие которого приводит в случае нарушения этой личностью проверенных на собственном опыте правил общественной жизни к эмоциональному дискомфорту и недовольству собой.
Публикация «Работа кружка „Живой ручей“ по развитию духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Внутренний контроль развивается благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Все эти сферы объединены в работе кружка «Живой ручей». В нём взяты за основу положения и направления программы «Живая вода», которая создана коллективом педагогов г. Москвы и Брянска под эгидой Русской Православной Церкви (Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата). Программа составлена для младших школьников, мы же взяли на себя смелость адаптировать её к дошкольному возрасту, изменив частично содержание занятий и придали им более игровой и деятельностный характер.
Цель: первичная неспецифическая профилактика рискованного поведения детей.
Содержание подбиралось с учетом особенностей возраста детей 6-7 лет.
Задачи:
• создание условий для получения детьми определенного объема нравственных знаний, которые впоследствии могут быть положены в основу самостоятельных устойчивых нравственных суждений и стать тем самым нравственными ориентирами личности;
• создание условий для формирования у детей устойчивого положительного отношения к приоритетным нравственным ценностям;
• создание условий для формирования умения совершать нравственный выбор и действовать в соответствии с ним, умения предвидеть возможные последствия собственного поведения и оценивать их по шкале нравственной ценности;
• создание условий для выработки таких стратегий поведения в ситуации нравственного выбора, которые способствовали бы психосоциальной адаптации и личностному благополучию ребенка, а также препятствовали формированию рискованного поведения.
Основные методы организации и проведения занятия:
Использование «игровых оболочек», которые опираются на интерес к игровой активности детей и готовность активно включаться в нее.
В структуру «игровых оболочек», используемых в занятии, входят четыре перекрывающихся и взаимно дополняющих друг друга элемента: объединение детей в группу, рассказ, развитие сюжета и итоговое обсуждение.
Объединение детей в группу происходит на основе совместной и интересной для них деятельности: строительство средства передвижения, выполнения поручения, преодоления препятствий и т. д.
Рассказ ведущих задает основной вектор занятия и обозначает ориентиры для развертывания игрового сюжета. Элементы театрализации, используемые при этом, способствуют эмоциональному вовлечению детей в ход занятия, формируют интерес к происходящему.
Итоговое обсуждение призвано «перевести» опыт, полученный в рамках игровой деятельности, в плоскость реального жизненного опыта детей, показать взаимосвязи между достигнутыми на занятии результатами и жизнью.
В ходе игры используются:
• интерактивные игры и разминки;
• ролевая игра;
• мозговой штурм;
• арт-терапевтические методы;
• элементы сказкотерапии;
• ритуализированное осмысление;
• групповое обсуждение и безопасная обратная связь.
Интерактивные игры и разминки. Игры разминочного характера позволяют ребенку активно включиться в занятие на его начальных этапах, а также отдохнуть от интенсивной нагрузки, доставляют удовольствие, вызывают положительные эмоции.
Например, упражнение «Лишнее слово» на классификацию и обобщение слов или упражнение «Ассоциация на космическую тему». Участники придумывают по очереди слова или словосочетания на космическую тему.
Каждый ребенок выполняет свою роль на протяжении всего занятия. Это могут быть Штурманы, Хранитель Законов команды, Хранитель фрагментов Ключа, Хранитель Девиза и Гимна, Хранитель Бортового Журнала, Хранитель Здоровья (он же Врач, Советник, Строитель и Механик, Ученый, Хранители Мира в Команде, члены Службы безопасности.
Штурманы руководят групповыми заданиями. Врачи ставят прививки, раздают витамины после окончания путешествия, оказывают помощь по сюжету занятия. Например, в упражнении «Волк и семеро козлят» врач живой водой окропляет «козлят» и возвращает в игру. Советники и Мудрецы первыми высказывают свое мнение. Строители строят средство передвижения или руководят им. Служба безопасности осуществляет безопасность путешествия, первыми преодолевают препятствия – проверяют путь и т. д.
Роль Капитана отводится ведущему.
Мозговой штурм - это свободное генерирование разнообразных творческих идей, поиск новых вариантов решения актуальной задачи, обмен мыслями и чувствами, обсуждение любых вопросов и проблем. Например, обсуждение сложных ситуаций во время путешествия - какое средство нужно для путешествия на Межгалактическую станцию.
Элементы арт-терапии, используемые в занятии, являются средством свободного самовыражения и самопознания – это рисование, инсценирование небольших сюжетов, этюдов.
Элементы повторяющегося церемониала направлены на интенсивное усвоение детьми нравственных ценностей, а также выполняют функцию закрепления достигнутых в ходе занятия результатов. Такими элементами ритуала являются церемонии встречи и прощания, произнесение Девиза и исполнение Гимна Команды, вручение Даров и обсуждение путешествия.
Работа строится из 26 занятий, каждое из которых, кроме вводного, имеет следующую структуру:
•«эмоциональный зонд» - обмен информацией об исходном эмоциональном состоянии каждого члена группы; В общем кругу проводится приветствие, участники рассказывают о своем самочувствии, делятся эмоциями, вспоминают цели и задачи путешествия, свои роли и имена; формируется настрой на занятие.
• церемония встречи – движение рукой;
• произнесение Девиза Команды и исполнение Гимна Команды;
• разыгрывание основного сюжета игры - сюжеты разнообразные: посещение планеты Правдивцев, джунглей, морского дна, страны Безкультурии, межпланетной галактической станции и т. д. ;
• работа по теме занятия. Сюда входят игры-испытания, игры-разминки, встреча с местными жителями, обсуждение их историй и оказание помощи;
• вручение Даров. Сюда входит символическое изображение по теме и часть ключа;
• возвращение, обсуждение занятия, обмен чувствами;
• заполнение Бортового Журнала;
• церемония прощания – короткое словосочетание «Всем удачи».
Время проведения занятия – 30-40 мин. Занятия проводились 1 раз в неделю.
Каждое занятие в силу строго ритуализированной формы его проведения воспринимается как явление, которое является результатом сотворчества всех членов Команды, а весь сюжет - как чрезвычайно важное и значительное событие, активные творцы которого - сами дети. Очень важно соблюдать всю последовательность ритуальных действий, заботиться о том, чтобы они проходили неформально, красиво, внушительно и торжественно.
Ведущие с большим уважением относятся к каждому такому действию и инициируют участие в нем всех членов группы. Конечно, в контакте с детьми поощряются шутки и чувство юмора, но необходимо поддерживать самое искреннее и серьезное отношение к смысловому содержанию программы и соблюдению ее формы.
Во всех занятиях предусмотрена театрализованная игровая активность ведущих.
Девиз придумали дети, гимном стала хорошо знакомая песня.
Очень важными компонентами являются Дары - рисунки и фрагменты Ключа.
Рисунок – это наглядное изображение общей темы занятия. Например, в теме «Честность» - человек, отдающий честь, а в теме «Разум» - изображение символа ума.
Часть ключа позволит в дальнейшем собрать ключ от источника «Живой ручей».
В конце каждого занятия Хранитель Бортового Журнала изображает в рисунке свои основные мысли, чувства, полученные на занятии.
Первое занятие – вводное. Дети получают Видеописьмо, где рассказывается о чудесном источнике, который позволяет жить городу Мудрецов, где есть умелые мастера и мудрые старейшины. Но недавно Чудотворный Источник иссяк, и началась засуха. Проснулся древний вулкан, и его пепел спрятал источник за дверями Холма. Обращается Мудрец за помощью к детям – нужно найти Ключ от дверей Холма и открыть эти Двери. Тогда Источник забьет вновь и струи чудесной Живой Воды вновь потекут по склонам Холма, даря прекрасную, здоровую жизнь всем людям и всей нашей планете! Но части ключа разбросаны по всему свету.
Участникам предлагается обсудить возникшую ситуацию в группе и принять совместное решение о дальнейших действиях. Составляются правила и Законы, придумывается название, девиз и подбирается Гимн Команды.
Нашей спасательной группой были составлены следующие:
- работаем как в сказке;
- работаем дружно и вместе,
- не обижать друг друга и драться,
- хранить секреты.
И тогда все получится!
Каждое занятие имеет определенную тему «ВЕЖЛИВОСТЬ», «ДРУЖБА», «ЧЕСТНОСТЬ», «ДОВЕРИЕ», «СЕМЬЯ», «ЗДОРОВЬЕ», «ЛЮБОВЬ», «РОДИНА», «РАЗУМ», «ЩЕДРОСТЬ», «ЗАБОТА», «СОГЛАСИЕ», «НАДЕЖДА», «БЛАГОРОДСТВО», «МУЖЕСТВО», «ДОБРОТА», «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», «СВОБОДА», «ВРЕМЯ», «ПОНИМАНИЕ», «ВЕРНОСТЬ», «ПРОЩЕНИЕ», «ЖИЗНЬ».
На занятиях дети активно обсуждают притчи, придумывают конец историям, обсуждают поступки жителей посещаемого объекта и предлагают помощь.
Ключ собран. Теперь этим символическим ключом открывается Заветная Дверь.
Старец вносит еще один подарок - Живую Воду в красивом сосуде. Он передает сосуд с Живой Водой членам Команды. Далее члены Команды выходят на улицу и в заранее подготовленном месте осуществляют церемонию - высаживают дерево и бережно поливают его Живой Водой. Ведущий подчеркивает, что Команда успешно выполнила свою Миссию.
Результаты:
- снижение уровня агрессивности у детей;
- сплочение детей группы в дошкольный коллектив;
- формирование умения рассуждать в сложной ситуации и находить выход без вреда для окружающих.