Липская Мария
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами…”
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество.
Формирование у дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования.
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская народная сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость.
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня, создавая новые сказки.
Народные сказки всегда рассматриваются как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках в воображении ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки обращают детские сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.
Русские народные сказки воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Слушая сказки. Ребенок узнает взаимоотношение людей, повадки зверей, учатся верить в силу правды, что очень важно в нравственном и духовном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни, и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для детей идеи:
1. Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно. Они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающего мира.
Таким образом сказка – носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.