Наталья Мухамеджанова
Воспитание нравственно-патриотических качеств в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственно-патриотических качеств в первой младшей группе
Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических качеств в первой младшей группе» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. В 2017-ом году воспитателями первой младшей «Б» группы разработан проект : «Люблю тебя, мой край родной», который реализуется на базе ДОУ. Методы проекта позволяют эффективно развить нравственно-патриотические качества младших дошкольников.
Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери.
Григорий Бакланов
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Проблема:
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Изучив разнообразные методы работы, пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе выбрали тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса рационально использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления. Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический, или детский проект.
Проект педагогов - это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия
«Вместе дружная семья»
В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потреб- ность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи — папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках; предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья. «Детский сад» Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий — это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том, что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.
«Труд взрослых»
Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях. В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Детей младшей группы знакомят также с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом шофера, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание.
«Родной город»
Воспитание любви к родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключая родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой домашний адрес. В течение трех месяцев воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К концу реализации проекта дети запоминают название родного города, свой домашний адрес.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цель: показать возможность формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста. Формировать у детей младшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Калининградской области.
Задачи:
1) Пробудить в воспитанниках любовь к родному городу, уважения к его традициям, культуре;
2) развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов.
3) воспитывать уважение к культуре других народов области;
4) Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к пожилым родственникам.
5) Вызывать у детей желание посещать детский сад с удовольствием, встречаться с друзьями, играть.
6) Воспитывать у детей уважительное отношение к сотрудникам детского сада, знать и называть их по имени отчеству; бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь дома и в саду.
7) Познакомить детей со всеми помещениями детского сада; с историей детского сада.
Тип проекта: краткосрочный (декабрь-май)
Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели.
Проект предусматривает проведение мероприятий по двум направлениям:
- совместно с детьми;
-совместно с родителями.
Формы и методы проекта:
1) Организационно-подготовительный;
2) Основной;
3) Итоговый.
Формы работы с детьми:
Беседы;
Занятия;
Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
Заучивание стихов о семьи и Родине;
Проведение праздника ко Дню Защитника Отечества;
Дидактические игры на тему: «Мама, папа, Я- дружная семья»
Формы работы с родителями:
Анкетирование на тему: «Важно ли воспитание в ребенка патриота»;
Фотовыставка на тему: «Мой папа-герой»;
Создание семейных мини-проектов;
Консультации на тему : «С чего начинается Родина», «Развитие нравственно-патриотических качеств через семью»
День открытых дверей.
ДЕКАБРЬ
«Наша Родина — Россия»
Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»;
дидактическая игра «Кто живёт в нашей стране»;
беседа «Государственная символика России»
рассматривание альбома «Калининград. Светлый»
Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка»
ЯНВАРЬ
«Калининградская область. Город Светлый»
• Знакомство воспитанников с Калининградской областью и городом Светлым через альбомы с иллюстрациями;
• Знакомство с одним из ископаемым, который добывается на территории Калининградской области- с янтарём;
• Рисование «Русская матрёшка»;
• Беседа с детьми на тему: «Город, в котором мы живём»;
• Работа с родителями: игра-викторина : «Россия-родина моя»;
• Оформление выставки: «Наш край Родной»
• Предложить родителям принести фотографии с изображением тех мест нашей области, в которых они были совместно с детьми.
ФЕВРАЛЬ
«День Защитника Отечества»
• Организовать фотовыставку: «Мой папа-герой»;
• Беседа не тему: «Что лучше, мир или война?»;
• Рассматривание иллюстраций : «Военная техника»;
• Рассматривание картины : «Три Богатыря»;
• Работа с родителями. Фотоконкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия- Родину защищать». Развлечение : «Богатырские потешки»;
• Предложить родителям изготовить совместно с детьми бескозырку или пилотку.
МАРТ
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
• Беседа на тему: «Мама-самое прекрасное имя на Земле»;
• Рисование : «Портрет мамы»;
• Чтение стихов о маме;
• Игра: «Как я буду поздравлять свою маму»;
• Работа с родителями. Тематический вечер: «Тепло материнского сердца».
АПРЕЛЬ
Беседа «Что значит любить родителей?»
Рассказы детей о членах своей семьи.
«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома».
Презентация для детей «Все работы хороши».
Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.
МАЙ
Беседа «Мой деда – самый лучший».
Беседа о предстоящем празднике «День Победы».
Рассматривание иллюстраций о войне.
Изготовление родителями поделок ко Дню Победы.
В течении всего срока реализации проекта педагогами читается литература по теме проекта:
Чтение художественной литературы по теме:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
Л. Толстой «Бабушка и внучка»,
К. Чуковский «Мойдодыр»,
«Моя армия родная»,
р. н. с. «Гуси-лебеди»,
«Кукушка».
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА:
• 100% охват воспитанников детей первой младшей группы.
• Знакомство детей с родным городом, его особенностями.
• Повышение компетентности родителей в области патриотического воспитания детей.
• Физическое и духовное развитие детей.
• Усвоение детьми знаний о себе и своей семье (ФИО, адрес, имена родственников).
• Создание развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины.
• Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу, краю и близким
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
2. Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
3. Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская П. И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
4. Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М. : Просвещение, 2004.