Елена Кучеренко
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой Родного края
Автор: Кучеренко Елена Вячеславовна, воспитатель Дошкольной группы «Мушковатовской НШ» - филиал МБОУ «Подвязьевская СШ» муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области.
Публикация «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация: в статье рассматривается опыт работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с малой Родиной.
В современных условиях пробуждение интереса у детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относится к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности предполагает формирование у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующий формированию единых ценностей у ребенка и его семьи. Поэтому Особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности.
Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задача воспитателя заключается в целенаправленной работе по созданию соответствующих воспитательных моментов. То есть нужны особые формы работы, такие при которых ребенок является активным участником образовательного процесса.
Для успешной работы с детьми по ознакомлению с родным краем, педагогическим коллективом Дошкольной группы «Мушковатовской НШ» был разработан проект «Это Родина моя».
Паспорт проекта:
Название проекта: Это - Родина моя!
Продолжительность проекта: долгосрочный (2018 – 2020 годы)
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители дошкольников. Проект направлен на участников образовательного процесса.
Актуальность и значимость проекта:
В ходе нравственно-патриотической работы с детьми, мы заметили, что у детей недостаточно сформированы представления о Родине и родном крае. Многие дети не знают, чем богат и знаменит наш Рязанский край. У детей слабо развит интерес к познанию истории и культуры своей малой Родины.
В силу своих возрастных особенностей детям тяжело представлять географические понятия, связанные с такими терминами, как «область», «район», а формирование целостного восприятия мира и духовно-нравственного воспитания всегда актуально и является одной из главных целей ФГОС ДО.
Основу нравственных ценностей закладывает семья, поэтому целевой аудиторией нашего проекта является вся семья воспитанника.
Цель проекта: Создать условия для знакомства детей с Рязанским краем посредством использования интерактивных методов обучения.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей и их родителей для знакомства с достопримечательностями и культурой Рязанского края.
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на формирование интереса к родному краю.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания через вовлечение их в совместную с детьми деятельность.
4. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду путем создания в группе мини-музея Рязанской области, карты-пазла Рязанской области.
5. Воспитывать бережное и уважительное отношение детей к малой Родине.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
• Формулировка проблемы;
• Подбор материала.
2. Основной этап:
• Организация и проведение работы по реализации проекта.
3. Заключительный этап:
• Изучение эффективности реализации проекта;
• Выставки детского творчества;
• Оформление мини-музея;
• Планирование возможностей для продолжения проекта.
Формы работы с детьми:
• Онлайн-экскурсии;
• Беседы;
• Творческие мастерские;
• Дидактические игры;
• Подвижные игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Самостоятельная деятельность;
• Рассказы детей о своих поездках;
• Рассматривание фотографий и сувениров.
Для более эффективной деятельности по воспитанию патриотических чувств дошкольника, важно тесное сотрудничество с родителями. Поэтому работу над проектом мы начали с исследования отношения родителей к необходимости патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
По результатам анкетирования мы сделали следующий вывод: по мнению родителей нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте актуально, но участие семьи в этом воспитании минимальное.
Поэтому работу над проектом мы построили таким образом, чтобы семьи воспитанников были заинтересованы в процессе познания Родного края.
Краткое содержание проекта
Новизна нашего проекта заключается в использовании интерактивной технологии, когда все дети и их семьи вовлечены в процесс «узнавания» Родины, имеют возможность находить новое и соединять с уже известным. Это происходит посредством виртуальных путешествий по всем 25 районам Рязанской области, в процессе чего дети знакомятся с каждым районом, его достопримечательностями, символикой, традициями и промыслами. После экскурсии, во время практической части, дети закрепляют полученную информацию, представив себя в роли мастера глиняной игрушки или искусного мастера кружевоплетения, поучаствовав в народной игре или побыв экскурсоводом.
Для закрепления полученных знаний нами разработана дидактическая игра. Это карта Рязанской области, которая поделена на районы с помощью магнитных пазлов. Пазлы дополнены магнитиками гербов районов и отличительными магнитными значками, которые подсказывают детям достопримечательности в данном районе, промысле или значимом промышленном комплексе.
Ожидаемые результаты
1. Обогащё нные и систематизированные занятия о малой Родине:
• дети будут иметь представление о Рязанской области, её районах;
• смогут найти на карте город Рязань, Рязанский район;
• узнают главные достопримечательности и основные промыслы Рязанского края;
• Познакомятся с символикой Рязанского края.
2. У детей сформируется чувство гордости за свой край и интерес к дальнейшему познанию истории и культуры своей малой Родины.
3. Повысится компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания :
• будут совершать семейные поездки по значимым местам Рязанского края;
• будут посещать с детьми музеи, театры, парки, обращать их внимание на памятники и архитектуру города Рязани и Рязанских районов, знакомить с достопримечательностями.
4. Пополнится предметно-развивающая среда в группе:
• дидактическое пособие «Карта-пазл Рязанской области»;
• мини-музей «Мой край Рязанский»;
• красная книга «Заповедная зона Рязанской области»;
• альбом рисунков «Места Рязанские»;
• фотоальбом «А я тут был)».
Таким образом, дети были активными участниками проекта, а дома делились с родителями полученными знаниями. Воспитатели поддерживали у родителей интерес к проекту посредством выставок детских работ, бесед, фотовыставок. Работа над проектом побудила у родителей интерес к семейным поездкам по значимым и интересным местам Рязанской области.
Воспитателям удалось объединить детей и родителей одним общим делом, зародив интерес к Родному краю.
Литература:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М. : Просвещение 2009 -23с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155.