Светлана Чиркина
Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
С. В. Чиркина, старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри»
Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека. Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например, ложкой ест, шапочку надевает на голову, а носки на ножки и т. д. Стремление малыша к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребё нка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.
Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.
Организация в ГБУ РС (Я) реабилитационного процесса с детьми раннего возраста с ОВЗ (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т. д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.
Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.
То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша, особенно с ОВЗ может потребовать больших усилий.
Зашнуровать ботинок, одеть носок – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.
Различают три части освоения ребенком раннего возраста деятельности :
Ребёнок действует рядом со взрослым, следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.
Появление первого алгоритма деятельности – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.
Появление первых способностей соотносить результат с намеченной целью.
Успешность формирования навыков самообслуживания и общения со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков : навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук. Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.
Формирование навыков самообслуживания на занятиях в условиях учреждения осуществляется в двух формах:
индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
С учетом психофизических возможностей детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок научится обслуживать себя сам, исходя из собственных возможностей. В условиях РРЦ навыки самообслуживания у детей раннего возраста формируются на занятиях с использованием разнообразных методов:
Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
Систематические упражнения, целенаправленное наблюдение.
Игровой метод (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)
Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в обществе.