Людмила Ювженко
Воспитание навыков и привычек
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Привычка---вторая натура так гласит народная мудрость.
Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте остаются на всю жизнь.
Навыками называются действия, которые выполняются при частичной автоматизации. Благодаря образованию навыков, сознание человека освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений.
Публикация «Воспитание навыков и привычек» размещена в разделах
Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем как выполнить отдельные движения. Он может теперь следить за тем, чтобы не разбрызгивать воду, не залить одежду и т. п.
При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп.
Академик И. П. Павлов доказал, что под влиянием внешних воздействий в коре головного мозга образуются временные связи или условные рефлексы. Такую систему Павлов назвал динамическим стереотипом. Образование динамического стереотипа возможно только при следовании условных рефлексов всегда в одном и том же порядке. Поэтому для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать последовательность операций.
Если эта последовательность не поддерживается, условные связи не объединяются в стереотип и навык не образуется. Эту особенность динамического стереотипа необходимо учитывать при обучении детей тем или иным навыкам. Например, чтобы научить ребенка одеваться, надо озвучить, что сначала следует надеть трусики, колготки, платье, а затем обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой последовательности, у него вскоре закрепится навык.
Приобретенные навыки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому важно с самого начала учить детей правильно выполнять действия. Вы купили ребенку новенькую книжку, усаживаетесь вместе с ним за стол, чтобы показать, как и что надо делать, не забудьте обратить внимание на позу ребенка. Ведь именно теперь когда ребенок все больше приобщается к занятиям за столом, у него формируется привычная поза. Если с самого начала не показать как надо сидеть, занимаясь за столом, не проследить, чтобы не наклонялся слишком низко, сидел прямо, у ребенка может сформироваться неправильная посадка, которая наносит вред физическому развитию, в частности, может привести к искривлению позвоночника.
Как ни важны навыки, не следует забывать, что одно только овладение ими еще не обеспечивает правильного поведения. Воспитатели и родители на опыте убеждаются в том, что дети, имеющие соответствующие умения, далеко не всегда регулярно пользуются ими. Малыш поел, но, выйдя из-за стола, не задвинул за собой стул. Воспитатель напоминает ему, и ребенок быстро и ловко выполняет действие. И другой пример: ребенок после обеда проводит рукавом по губам, заметив это воспитатель укоризненно качает головой и многозначительно пододвигает салфетку. Оказывается ребенок может прекрасно пользоваться ею. В чем же дело? Почему дети не делали без напоминания воспитателя того, с чем могли справиться сами? Да потому что, у них имеются навыки и даже знания, но нет соответствующих привычек. Приобретая навык, ребенок получает только возможность совершить те или иные действия легко и быстро.
Девочка, умеющая расчесывать волосы и заплетать косы, станет регулярно причесываться в том случае, если у нее есть привычка волосы держать в порядке. Кому из взрослых не знакома фраза обращенная к детям: «Что надо сказать?» Ребенок в таком случае безошибочно произносит «Спасибо». Без напоминания благодарят только те дети, у которых имеется привычка это делать.
Приобретение привычки большей частью начинается с овладения навыком.
Прежде всего надо научить ребенка хорошо выполнять действие.»Опять неправильно сложила---делает замечание девочке взрослый. Девочка снова пытается сложить книжку—раскладушку, но длинная вереница страничек не хочет слушаться маленьких рученок. Взрослый берет книжку и так быстро ее складывает, что девочка даже не успевает заметить, как надо делать. Ошибка взрослого заключается в том, что следовало научить девочку складывать книжку—раскладушку, а потом уже требовать
от нее самостоятельного выполнения.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением.
Пользование навыка лишь от случая к случаю затрудняет образование привычки. Если ребенок встав из-за стола по окончанию еды, то благодарит взрослых, то забывает и ему не напоминают об этом, привычка не сформируется.
Как растерянно чувствует себя малыш, который постоянно во время еды пользуется салфеткой, когда ее на столе вдруг не оказывается!
«Что же делать?» Потому то и говорят о силе привычки.
Но бывает и так: при обычных обстоятельствах ребенок поступает одним образом, а при измененных—другим. Значит, в этом отношении надо еще с ним поработать.
На основе привычек у ребенка формируются черты характера.
«Посеешь привычку---пожнешь характер».
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, семья дает малышу главное, то, что не может никакой другой социальный институт.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным явлениям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Спасибо за прочтение!