Наталия Другова
Воспитание культуры речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры речи у дошкольников
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придаётся проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи как центрального звена развития ребёнка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и чётко говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Публикация «Воспитание культуры речи у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Культура общения обязательно предполагает культуру речи - это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо собеседнику.
Наблюдая у воспитанников проблемы, связанные с нарушением культуры речи, необходимо исправить сложившуюся ситуацию формированием знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей с взрослыми и сверстниками.
Для решения поставленных задач, в группе нужно создать следующие условия:
- введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения, объяснение их значения;
- формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.
А что же мы понимаем под культурой общения?
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов.
Культура общения предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон.
В своей работе регулярно использую различные формы, методы и приемы работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей с взрослыми и сверстниками. Считаю необходимым сочетание словесных методов с наглядными и практическими приёмам.
Особое внимание уделяю:
-игровым обучающим ситуациям, в основе которых лежит ролевой принцип, то есть Собеседники (дети исполняют определённые роли, должны осознать свои ролевые позиции; (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук т. д.) и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации, этикетные формулы.
- также работа строится и на заучивании «вежливых» стихотворений, таким образом, использую их для напоминания формул прощания, приветствия, благодарности.
- ежедневно в своей работе использую художественную литературу, в которой содержится богатый материал, раскрывающий нормы речевого общения.
- в диалогической беседе при обсуждении литературных произведений происходит знакомство детей с речевым этикетом, с нравственными нормами.
- драматизация произведений
-конечно же сюжетно ролевые игры, в процессе которых развиваются речевые способности; духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Работа, проводимая в группе с детьми, должна найти своё продолжение в семье. Для этого использую совместную деятельность детей с родителями в сочинении рассказов о добрых поступках, чуткости. Для закрепления полученных результатов в семье, провожу дополнительную работу с родителями, направленную на повышение их воспитательной активности :
- проводятся индивидуальные беседы с родителями;
- круглый стол на тему «Речевой этикет и культура поведения в общении»;
- консультации «Учимся общаться с ребенком», «Языки любви», «Плохие» слова»;
- родительское собрание «Воспитываем добротой».
Переходя на современный уровень дошкольного образования в соответствии с задачами ФГОС речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте.
Социально-коммуникативная область ставит задачи развития общения и взаимодействия ребё нка с взрослыми и сверстниками:
- создавать общую атмосферу доброжелательности;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, чаще использовать поощрение и поддержку;
- закладывать групповые традиции;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми, и людьми пожилого возраста;
- содействовать становлению доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры;
- удовлетворять потребности каждого ребёнка
Таким образом, в результате проведённой работы дети не только приобретают знания норм речевого этикета с взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях. Обогащается лексический запас, дети применяют этикетные стереотипы: советы, извинения, одобрения, комплименты. Заметные сдвиги происходят в отношениях между детьми и родителями. Дети теплее стали относиться к взрослым, ласковее.
Для эффективного формирования культуры общения у своих воспитанников свою работу строю в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия).
И в заключении, хочется сказать, что вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.