Надежда Шавалиева
Воспитание культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на проезжей части
В мировом сообществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к детскому дорожно-транспортному травматизму. Своевременность проблемы сохранения здоровья и жизни детей обусловлена тенденциями развития российского образования. Анализ педагогических исследований позволил определить различные факторы, влияющие на состояние здоровья и жизнь детей : благосостояние общества, существующая система содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья и сохранение жизни ребенка, низкий уровень культуры общества, культуры здорового образа жизни и культуры безопасности (Н. А. Ананьева, В. Ф. Базарный, Е. В. Бондаревская, В. П. Озеров, В. П. Соловьев, Г. М. Соловьев и др.) [1, с. 144].
Публикация «Воспитание культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на проезжей части» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов
в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные педагоги, ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова,
К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, Л. А. Кондрыкинской,
Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ безопасного поведения на проезжей части, проблема не рассматривалась как предмет самостоятельного исследования. Это позволило нам организовать экспериментальное исследование с целью выявления педагогических условий воспитания культуры безопасного поведения на проезжей части у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование навыков безопасного поведения детей на дороге предполагает реализацию, образовательных, воспитательных и развивающих задач. Работа по обучению детей правилам дорожного движения должна идти по принципу от простого к сложному. Наиболее успешно знания усваиваются при решении проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации есть общее правило: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи. [2, с. 6].
Экспериментальная работа по воспитанию культуры безопасного поведения у детей 5 – 6 лет на проезжей части реализована на трех этапах. На первом – начальном этапе был выявлен уровень сформированности безопасного поведения старших дошкольников при использовании следующих диагностических методик: «Перейди дорогу», «Термины и понятия по Правилам дорожного движения», «Грамотный пешеход», «Дорожные знаки», «Опасные игры во дворе, на дороге и вблизи проезжей части», «Посадка в транспорт, поведение в транспорте, выход из транспорта». Результаты констатирующего эксперимента показали, что в и в экспериментальной и контрольной группах преобладает низкий уровень сформированности безопасного поведения.
На втором этапе – формирующем - нами были организованы интегрированные занятия, которые позволяют обобщить опыт ребенка на основе синтеза содержания различных разделов программы. При отборе содержания занятий мы ориентировались на формирование следующих представлений у старших дошкольников : об улицах родного города, ближайшем микрорайоне, улице, на которой расположен детский сад, ближайшем дворе - опасном и безопасном; о видах транспорта: наземный (самый многочисленный, водный, воздушный, подземный; о терминах и понятиях Правил дорожного движения; о дорожном регулировании (светофор, дорожная разметка, дорожные знаки, сигналы регулировщика и др.); представления о ситуациях-ловушках на дорогах; о Правилах поведения в различных общественных местах (на автобусной остановке, во время посадки в транспорт, в транспорте, при выходе из транспорта и др.); о Правилах поведения во время игры на улице: (опасные игры на проезжей части, катание на санках вблизи проезжей части, катание на санках вблизи водоемов, катание на велосипедах и роликах и др.); представления о сезонных явлениях (туман, гололед, дождь, снег, солнце и др.). Досуговая деятельность, включающей игры, танцы, пение, чтение стихов, ритмические упражнения, обыгрывание различных сценок - ситуаций по Правилам дорожного движения («Светофор», «Поездка в зоопарк», «Красный. Желтый. Зеленый» и др., способствовала более эффективному запоминанию и усвоению основ культуры безопасного поведения старших дошкольников.
Для контрольного эксперимента, на итоговом этапе, использовались ранее разработанные диагностики, позволяющие проследить эффективность формирующей работы по воспитанию культуры безопасного поведения на проезжей части старших дошкольников.
Сравнение результатов контрольного и констатирующего экспериментов позволили установить положительную динамику в воспитании основ культуры безопасного поведения на проезжей части в экспериментальной группе.
Таким образом, экспериментальная работа по воспитанию культуры безопасного поведения на проезжей части у старших дошкольников, оказалась эффективной, наше предположение подтвердилась, цель исследования достигнута.
Литература
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 144 с.
2. Клочанов, Н. И. Дорога. Ребенок. Безопасность, - Ростов-на-Дону. : Феникс, 2004. - 6 с.