Анна Миронова
Воспитание культурно гигиенических навыков у детей до 3 лет
▼ Скачать +Заказ
Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей до 3 лет.
Консультация для родителей
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Моемуши, моем шею,
На глазах мы хорошеем.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
начинается очень рано. Подготовкой к
формированию навыков, самостоятельным
движениям по самообслуживанию является
создание у ребенка положительного
отношения к одеванию, умыванию, приему
пищи.
При формированиикультурно-гигиенических
Публикация «Воспитание культурно гигиенических навыков у детей до 3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
навыковидет простое усвоение норм и правил
поведения, чрезвычайно важный процесс
социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим
повторением его при определенных условиях. Привычки, в отличии от навыков,
создают не только возможность выполнения того или иного действия, а
обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком,
сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй
натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются
перевоспитанию.
Под личной гигиеной понимают совокупность мероприятий, направленных на
сохранение и укрепление здорового ребенка. Правильный гигиенический уход имеет
огромное значение для нормального развития детского организма.
Постепенно приучая ребенка к определенным действиям, можно выбрать у него ряд
гигиенических навыков.
В первую очередь необходимо воспитывать у детей потребность в чистоте.
Необходимо заботиться о том, чтобы кожа ребенка постоянно содержалась в чистоте.
Кожа детей раннего возраста очень легко повреждается.
С двух лет надо предоставить ребенку возможность умываться самому.
Малышу важно выполнение действий в правильной последовательности. Это
объясняется тем, что именно правильная последовательность положительно
оценивается взрослым, а малыш стремится к оценке. Чтобы малыш стал осознавать
последовательность действий, составляющих навык, взрослый должен показать ее и
назвать словом.
Когда ребенок начинает мыться, следует объяснить важность и нужность
выполнения каждого действия; нельзя сильно открывать кран, чтобы вода не
полилась на пол; показать ему, как пользоваться мылом, как намылить руки, чтобы
образовалась пена, взрослый обращает его внимание на то, какими грязными были
его руки и какими они стали после того, как их помыли.
Во время мытья рук ребенку надо сказать, что вода теплая, можно применить
художественное слово, например:
* * *
«УМЫВАЕМСЯ»
НОСИК, НОСИК! ГДЕ ТЫ НОСИК?
РОТИК, РОТИК! ГДЕ ТЫ РОТИК?
ЩЕЧКА, ЩЕЧКА! ГДЕ ТЫ ЩЕЧКА?
БУДЕТ ЧИСТЕНЬКАЯ ДОЧКА.
* * *
Привыкнув мыть руки перед едой, он сам будет заботиться о чистоте своих рук и
направится к умывальнику, как только услышит о том, что надо кушать. При этом
выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивается
положительными эмоциями.
Как поощрять ребенка к самостоятельности в уходе за собой?
К активности и самостоятельным действиям по уходу за собой ребенка в
значительной мере поощряет благоприятная организация условий для проведения
гигиенических процедур. Поэтому, чтобы обеспечить ребенку удобство и
комфортность, создайте в ванной комнате все необходимые условия для этого, в
частности:
- прикрепите крючок для полотенца на уровне роста ребенка;
- поставьте рядом с умывальником низкий стульчик, стоя на котором ребенку будет
удобно достать руками до крана;
- прикрепите ручку-держатель к стене над ванной, чтобы ребенок мог держаться за
нее обеими руками во время подмывания, мытья ног, принятия гигиенического душа;
- положите рядом с ванной коврик, чтобы ребенок не поскользнулся.
Обязательно приобретите ребенку его личные предметы гигиены : полотенца,
расческу для расчесывания волос, зубную щетку, детское мыло, мочалку и тому
подобное. Дайте ребенку возможность самостоятельно их выбирать в магазине.
Обычно детям нравится принадлежности ярких цветов, с интересными узорами или
изображениями любимых персонажей или мультфильмов.
Все предметы личной гигиены для ребенка следует подбирать с учетом его
возрастных возможностей и антропометрических особенностей. Скажем, размер
куска мыла должен соответствовать размеру детской руки, на полотенце обязательно
должна быть петелька, чтобы ребенок одним движением мог взять и повесить его,
стаканчики для зубной щетки должны быть устойчивыми, удобными и безопасными;
расческу следует подбирать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу
ребенка.
Что нужно помнить родителям, приучая ребенка к аккуратности?
Работая над формированием у ребенка явных культурно-гигиенических навыков,
помните несколько важных правил:
- спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание быть
самостоятельным;
- в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте положительное
отношение к чистоте, опрятности;
- организуйте режимные моменты интересно - тогда ребенок охотно будет выполнять
определенные действия. Во время гигиенических процедур, скажем, рассказывайте
ребенку короткие дидактические стихи, берите с собой в ванную любимую игрушку
ребенка, «которая тоже хочет быть опрятной»;
- поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые неуклюжие;
- ни в коем случае не критикуйте ребенка, только хвалите;
- не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно
выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.
Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.
Аккуратность следует воспитывать у ребёнка также и во времяеды, показать, как
испачкалась скатерть, когда пролили суп, и какая она стала после стирки. Следите,
чтобы ребенок после обеда пользовался салфеткой.
Особое внимание следует уделить умению ребенка пользоваться носовым платком.
Каждый ребенок должен иметь свой носовой платок и ни в коем случае не давать его
для пользования другим детям.
Навыки личной гигиены соединяются с навыком поведения в общественных местах:
как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам
(сначала к полотенцу, расческе, мылу, к посуде, а затем к игрушкам, одежде.
Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера.
Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причесывания, одевания,
становится привычкой быть всегда аккуратным, уважать труд других людей.
Итак, для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических
навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у
ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных
гигиенических процедур. Ну и, конечно, родители - будьте хорошим примером для
своего ребенка!