светлана дудкина
Воспитание коммуникативной готовности детей старшего возраста к школьному обучению в процессе взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Составитель: Дудкина Светлана Яковлевна
Верещагинский район, п. Зюкайка
«Зюкайский детский сад №3»
Воспитатель 1 категории
Публикация «Воспитание коммуникативной готовности детей старшего возраста к школьному обучению в процессе взаимодействия с родителями» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В соответствии с новыми ФГТ при поступлении в школу ребенок должен быть : физически развит, любознателен, активен в образовательном процессе, эмоционально отзывчив, деятелен, воспитан, коммуникативен и эрудирован.
Опрос родителей будущих первоклассников показал, что они обеспокоены подготовкой детей к школе, ожидают успехов и достижений в ущерб эмоциональному самочувствию ребенка.
Чаще всего образы будущей школы, учителя и в том, какое участие в школьной жизни ребенка могут принять разные люди и обстоятельства, складываются у родителей из многих кусочков. Это и опыт собственной школьной жизни, это и истории предлагаемые средствами массовой информации, еще существуют образы, создаваемые родственниками, друзьями, знакомыми. Часто эти кусочки имеют выраженный черный или белый цвет, позитив или негатив.
При проведении анкетирования «Мое мнение о школьной жизни ребенка» выяснилось, что более 50 % родителей склонны связывать трудности школьной адаптации с особенностями интеллектуального развития и недостатками в развитии психических процессов, до 35 % указывают на слабые навыки в общении, что подчеркивает социальную незрелость ребенка, 15 % связывают трудности со слабым здоровьем. И не было ни одного процента родителей, которые связывали бы с эмоциональным благополучием ребёнка в новых условиях (страхи, переживания, тревога).
Одним из исследователей М. Ю. Стожаровой также было выявлено, что перед школой нарушается эмоциональная взаимосвязь ребенка с родителем. Родители начинают обучать ребенка читать, писать, не задумываясь о том, что в первую очередь ребенок должен быть развит в эмоционально – волевой сфере.
По итогам анкетирования, по желанию многих родителей, на основе личных наблюдений, я решила помочь родителям и детям сформировать навыки правильного реагирования на различные эмоциональные проявления и трудности в любых жизненных ситуациях с помощью организации «Академии добрых наук»
Цель: воспитание коммуникативной готовности к школьному обучению через взаимодействие с родителями.
Задачи :
для детей :
Формировать позитивные эмоциональные мироощущения детей, связанные с поступлением в школу.
Продолжать формировать у детей морально – личностные качества, позволяющие успешно проявлять себя в общественной и личной жизни.
для родителей :
Способствовать осознанию родителями собственного опыта, взглядов и стереотипов в воспитании, которые помогут благоприятному проживанию предшкольного периода.
Повышать эмоциональную чувствительность взрослых к значимым переживаниям ребенка.
Помогать друг другу овладевать игровыми способами познавательного общения с ребенком в семье для укреплений желаний учиться.
Ожидаемый результат:
ДОУ: налажено взаимодействие между семьей и ДОУ.
Родители : усилен вклад семьи в личностно – мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни, сформированы партнерские взаимоотношения с ребенком.
Дети: Дети владеют универсальными предпосылками учебной деятельности коммуникативными навыками, личностными качествами.
Все мероприятия в обязательном порядке проходят совместно с детьми.
С первых дней работы подготовительной группы было проведено родительское собрание «Предшкольная жизнь ребенка», цель которого была - предоставить возможность родителям учесть разные факторы готовности детей к школе. Сальникова Вера Сергеевна – инструктор по физвоспитанию в ДОУ рассказала об уровне развития физических качеств и основных движений при подготовке детей к школьному обучению, а медсестра Балдыкова Наталья Игоревна – о формировании и соблюдении элементарных правил здорового образа жизни.
В ходе цикла мероприятий АКАДЕМИИ ДОБРЫХ НАУК прошли консультации:
«Как преодолеть рассеянность у ребенка» - где прошло обучение коррекционным техникам по снижению рассеянности у детей и активизации групп родителей и детей к сближению в коллективе.
«Выполнение действий по правилам» - цель, которой была показать родителям один из показателей готовности детей к школе – умение подчинять свою деятельность определенным требованиям.
«Воспитание психолдогической готовности к системному обучению» - показать позицию школьника – как формирование отношения к взрослому, как к учителю, требования которого обязательны; отношения к основному и ответственному делу; отношения к сверстникам как к партнерам по этому делу.
а также прошли СЕМИНАРЫ – ПРАКТИКУМЫ
«Внимание детей во время образовательного процесса» - при подготовке к нему прошел открытый просмотр практической деятельности детей к обучению грамоте. Здесь была представлена возможность родителям не только увидеть уровень знаний детей, но и насколько развиты их психические процессы
«Играем в выдающихся математиков – цель которого познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.
«Формирование навыков поведения» цель – формирование у детей в семье и в ДОУ навыков поведения, показать культуру поведения в двух направлениях:
1. Культура самого процесса деятельности в быту, в самообслуживании.
2. Культура поведения в общественных местах.
В ходе подготовки к нему были проведены опросы:
• «Каков социальный опыт моего ребенка?»
• «Об эмоциональной стороне отношений с ребенком», где были выявлены проблемы родителей в эмоциональной стороне отношений в семьях, в ходе чего была проведена
• Консультация – диспут «О ценности переживаний событий детской жизни или как не пренебрегать чувствами и потребностями ребенка» - цель, которого: подвести родителей к тому, что эмоциональный опыт ребенка связан с тем, что взрослый помогает ему лучше понимать себя и свои переживания.
• Диспут «Формирование компетенции» - где были выслушаны мнения родителей о социальной компетенции детей.
Прошла занимательная викторина «Веселое Азбуковедение» - где родители были вовлечены в игровой диалог с детьми, была создана атмосфера общности интересов, эмоциональной выдержки детей и родителей.
Были созданы папки – практикумы для родительской библиотеки :
«Критерии готовности ребенка к школе» - где была возможность родителям в домашних условиях учесть разные факторы готовности детей (психологические и интеллектуальные).
«Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников»
«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника»
«Роль родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка»
Создан мини – проект «С кем и как дружит мой ребенок» - оказание родителям помощи в поиске друзей для ребенка и поддержки дружеских отношений со сверстниками.
А также прошел практикум «Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка» - цель: научить взрослых и детей взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, показать ребенку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов.
В третьем квартале прошел проект «Ваш ребенок. Роль семьи в подготовке детей к школе». Цель проекта : обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка, осознать свой подход в организации школьной жизни ребенка.
В ходе к нему прошла встреча с учителями начальных классов, которые познакомили родителей со школьной программой, с моделью ребенка – первоклассника. Учителя посетили различные мероприятия, проходимые в детском саду и даже смогли в них поучаствовать.
Дети и родители побывали на экскурсии в школе, где познакомились с условиями и традициями школьной жизни.
Таким образом, благодаря проведенной работе ребенок, поступающий в школу, готов к преодолению трудностей, связанных с обучением в школе. А родители подготовлены к будущей адаптации ребенка в школьной жизни.
Список использованной литературы:
Арнаутова Е. П. «О роли семьи в предшкольный период жизни ребенка» Смоленск 1999 г.
Арнаутова Е. П. «Игровой тренинг как метод активизации воспитательного опыта родителей будущих первоклассников» //преемственность в воспитании детей теория и практика. Смоленск 2001г.
Арнаутова Е. П. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников»//управление дошкольным образовательным учреждением. Москва 2006г.
Зверева О. Л «Родительские собрания в ДОУ» Москва 2007 г.
Бабаева Т. И.»Некоторые проблемы подготовки старших дошкольников к школьному обучению» // дошкольник и младший школьник в системе образования. СПб., 2004 г.