юля петрова
Воспитание детей раннего возраста в народных традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – раннее детство – это уникальный период в жизни человека. Это установление базовых отношений ребёнка с миром. Именно в этом возрасте закладываются основы личности. И для того чтобы маленький человек вырос большим патриотом своей Родины, необходимо полностью погрузить его в традиционную фольклорную среду.
В наше время очень большое влияние на развитие ребё нка оказывает западная культура: музыка, книги. Фильмы, игрушки, мультфильмы. Очень настораживает, что под массовым воздействием этой культуры подрастает нынешнее поколение. Почему- то великая культура русского народа, в которой очень много своих традиций, обычаев, обрядов, уникального фольклора, стала забываться, и от этого, можно сказать деформируется чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Публикация «Воспитание детей раннего возраста в народных традициях» размещена в разделах
Именно поэтому сейчас с раннего детства необходимо воспитывать у детей нравственные патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения.
На сегодня каждый родитель хочет как можно раньше начать развивать своего ребёнка. Для этого они выбирают различные развивающие центры, ясли- сады, и т. д. и даже методики развития своего чада. При этом как- то забывается, что в русских народных традициях существует свой подход к воспитанию детей, который не уступает современным методикам раннего развития, а в некоторых моментах даже превосходит их.
Во- первых малыши вовлекаются в жизнь семьи с самого раннего возраста. Трудиться ребёнок начинает с самого детства. В семье каждый ребёнок имел свои обязанности, в зависимости от возраста, при этом он получал необходимые для жизни навыки, чувствовал свою необходимость в семье.
Во- вторых- через песни, игры, сказки шло обучение. Конечно мамы и не думали, что напевая колыбельную малышам, они используют элементы методики раннего развития, но фактически так и было.
Рассмотрим некоторые средства передачи русских традиций, обычаев.
Колыбельная – воспринимая незамысловатый напев, ребёнок узнаёт звуки родной речи, начинает понимать обращение к нему мамы, узнавать её голос.
Пестушки, потешки- являются средством развития речи у детей раннего возраста, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентированной особенности детского сознания и самосознания.
Потягунушки, потягунушки,
Поперёк толстунушки,
А в ножках ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Читать или рассказывать сказки - одна из традиций народной культуры, которая сохранилась до наших дней. В каждой сказка заложены определённые нормы поведения, отступление от которых ведёт к плохим последствиям и наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Морозко» вознаграждение за вежливость и трудолюбие, наказание за грубость, лень и хамство. Таким образом сказки помогают развивать воображение детей, предметно- образное мышление. Сказки способствуют усвоению ребёнком основных норм поведения и взаимодействия в социуме
Игрушки издревне использовались, чтобы научить ребёнка различать форму, величину, цвет, оттенки. Игрушкам отдавалось важное место. Издревне создавались специальные мастерские по изготовлению игрушек.
А загадки – это средство умственного развития. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума. С ростом детей загадки из предмета развлечения перерастают и выполняют функцию источника знаний. Они расширяют представления детей об окружающем мире.
Скороговорки- благодаря им дети учатся чётко и правильно говорить. Развивается речь.
Считалки- тренируют память и помогают в обучении счёту.
Игры хороводы, игры- догонялки и др. народные игры помогают развивать воображение, память, силу, ловкость.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Я считаю, что народно поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. В семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», т. е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, творчество, обогащает личность. Жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Следовательно, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.
Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.
Таким образом, воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения становятся сегодня важнейшими факторами развития России и обеспечения ее национальной безопасности.