Анна Ткачева
Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно стать образование.
Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни
человека и начинать необходимо с дошкольного возраста
(О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). Детям легче привить мотивы,
побуждающие к соблюдению норм и правил.
Публикация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением
физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью,
стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций,
в основном в быту.
Причинить вред жизни могут различные домашние предметы, горячая вода, электрический
ток, пламя, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия и многое другое.
Зачастую дома режущие, колющие предметы, спички, лекарственные препараты и т. п.
хранятся в доступных для детей местах, нередко дети имеют доступ к электронагревательным
приборам, печам, газовым плитам. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим
последствиям, сколько угодно.
Подтверждением этому служат данные медицинской статистики, показывающие, что из
всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75%, из них 42%
травмированных – дети первых шести лет жизни. Среди бытовых травм наиболее часто
встречаются следующие: ранения и ушибы; ожоги; электротравмы; отравления; попадание в
организм инородных тел. Поэтому чрезвычайно важно создать условия в дошкольном
образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила
безопасного поведения в быту.
В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как
поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние
безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем
сильнее развито торможение в центральной нервной системе.
Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение,
так как теряется, не зная, что делать.
Методика, направленная на освоение ребенком правил
безопасного поведения, должна осуществляться ступенчато:
-сначала важно заинтересовать детей вопросами бытовой
безопасности;
-затем необходимо постепенно вводить правила безопасности
в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять
дошкольников в умении применять эти правила.
Представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с
травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и
доступных приемах оказания первой помощи формируются посредством чтения и обсуждения
художественной литературы, использованием фотографий. Например, герой произведений Д.
Орловой «Стобед», рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил
безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки,
приносит картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни Стобеда педагог (родитель)
показывает, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Даже в самом имени
персонажа отражена эта идея, и уже при первом знакомстве с маленьким человечком дети, отвечая
на вопрос «Как вы думаете, почему его так зовут?», говорят: «У него беда была», «Беда – это
плохо ему было». Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки. Для формирования представлений о правилах безопасного поведения в быту можно
организовать с детьми игры, типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди,
«Соедини по точкам», «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др.
Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они
зарифмованы, например: «Если появился сильный дым, ты не прячься, позвони по 01».
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта
безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному
существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер. Правила безопасности в доме
Выучите и запишите на листке бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом
с телефонным аппаратом.
Газовая плита
Если вы почувствовали запах газа, не включайте свет и электроприборы, не зажигайте
спички, а сразу же сообщите об этом взрослым, откройте окна и форточки.
Не играйте на кухне, особенно при включенной газовой плите.
Уходя из дома, проверьте, закрыты ли газовые конфорки.
Никогда не висите на газовых трубах.
Электроприборы
Не пользуйтесь неисправными электроприборами.
Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.
Не пользуйтесь электроприборами в ванной.
Не накрывайте лампы и светильники тканью
Не оставляйте включенными утюг и другие электроприборы.
Домашняя аптечка
Не трогайте лекарства без разрешения взрослых.
Витамины можно принимать только в присутствии взрослых, не больше одной-двух драже
в день.
Домашние вещи
Не играйте со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями и петардами.
Не разбрасывайте инструменты и предметы для рукоделия. Их нужно хранить в особых
ящиках и коробках.
Не играйте с аэрозольными баллончиками.
При пожаре в квартире
Вызовите пожарную охрану по телефону 1
Немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь. Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
Накройте голову плотной мокрой тканью.
Дышите через мокрый носовой платок.
Сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь.