Получи документы

Воспитание безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста

Надежда Лыбаева
Воспитание безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема воспитания безопасного поведения определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

-объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;

Публикация «Воспитание безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

-потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у старших дошкольников;

-важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практико-ориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни [1; 5].

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

В настоящее время существует необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими воспитанниками, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с различными государственными и общественными организациями. Общество должно обеспечивать, с одной стороны, предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение их возможных последствий, а с другой – формирование у детей культуры безопасного поведения.

Старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в быту, в природе, на улицах и дорогах. Причинить вред здоровью могут и различные домашние предметы, горячая вода, электрический ток, раскаленные предметы, продукты питания, бытовая химия и многое другое. В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются. Ребенок принимает решение медленно и часто неправильно, так как не знает, что делать.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляется в дошкольном образовательном учреждении [3]. Выбрав разные виды деятельности, учитывается то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями, навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни.

На первый взгляд легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Большинство родителей каждый день на глазах своих же детей нарушают эти самые пресловутые Правила. И конечно не задумываемся, что ставим перед ребё нком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. В первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность.

Необходимость введения курса ОБЖ в систему обучения дошкольников вызвана тем, что в нашей стране, к сожалению, ежегодно погибают и получают травмы многие тысячи детей. Зачастую причины кроются в низкой грамотности подрастающего поколения, несформированности элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неготовности значительного большинства ребят к самостоятельному безопасному поведению в природе, в быту.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников [2].

В качестве основных форм работы по воспитанию культуры безопасного поведения у дошкольников необходимо использовать:

– чтение и обсуждение поведения сказочных героев в опасных ситуациях; – рассказы педагога, беседы о конкретных чрезвычайных ситуациях, путях преодоления опасностей в различных условиях; – проведение ролевых, дидактических, спортивных игр, имитирующих опасные ситуации; – просмотр диафильмов, мультфильмов, спектаклей с последующим обсуждением.

Все эти формы способствуют осмыслению опыта предвидения, предупреждения и преодоления опасных ситуаций и преследуют цель воспитания у ребенка адекватного отношения к собственной безопасности, к самому себе, формирования у него совокупности знаний, умений, навыков, способствующих правильному поведению в различных ситуациях.

Полученные в учебной деятельности знания дети отражают в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование («Мы рисуем дорожные знаки», «Если дома я один», лепка, аппликация, конструирование (изготавливали модели светофора, огнетушителя, и т. д.). Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими навыками. Это закрепляется экскурсией на улице, в ГИБДД, пожарной части, перекрёстках, на обстановках общественного транспорта, в природе.

Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывают себя, как активные участники различных возможных ситуаций. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «ГИБДД», «Заправочная», «Шофёры», «Пожарные», «Больница» дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий.

В современных условиях не снижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях образования.

Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений.

При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:

- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);

- безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека) [4].

В целях успешного воспитания безопасного поведения у дошкольников в социуме, необходимо применять следующий комплекс педагогических условий:

- отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения;

- применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;

- осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и ее осуществление в тесном сотрудничестве.

Список использованных источников

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство - Пресс, 2010. - 136 с.

2. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста /

Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С. 32.

3. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» : Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин; Под ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 2001. - 160 с.

4. Немсадзе, В. Детский травматизм. Кн. для родителей: Опыт понимания, лечения, профилактики / В. Немсадзе, Г. Амбернади. - М. : Советский спорт, 1999. - 270 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2019 в 21:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание безопасного поведения в социуме у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лыбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД