Светлана Дубенскова
Вопросы развития личностных качеств у детей дошкольного возраста
Дубенскова Светлана Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Нижний Ломов
Добрый день, уважаемые коллеги!
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди детей, (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и др., имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.
Публикация «Вопросы развития личностных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда, но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников.
В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.
Дошкольники, в детском саду должны научиться и обладать определенными социально - личностными качествами :
-определять «Что такое - хорошо, что такое - плохо?
-проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.
-знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)
-иметь адекватную самооценку к самому себе.
И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств.
В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей был разработан данный проект с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей.
Цель работы:
Внедрение эффективных форм, методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Ожидаемые результаты:
Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.
Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Система работы по следующему алгоритму:
Методы и приё мы:
1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра);
2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)
Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово».
Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.
Алгоритм выявления правил поведения
1. Увидеть проблему и понять причину
2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»
3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует
Выход на Правило:
4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» - пожалуйста.
В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа:
Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;
Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);
Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;
Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.);
Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;
Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей;
Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;
Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.
Таким образом:
Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения через решение проблемной ситуации (правила поведения).
Показываем, как действовать. Формируем ценностное отношение у детей
Ставим детей в условия : видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.
Наши результаты:
У детей прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств;
создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе;
обогатилась предметно развивающая среда в группе;
повысилась заинтересованность.