Надежда Утицких
Социально-ориентированная технология для детей «Волшебный телефон»
▼ Скачать + Заказать документы
С 2019 года в Белгородской области реализуется региональная стратегия «Доброжелательная школа». Актуальность разработки региональной стратегии «Доброжелательная школа» обусловлена, с одной стороны, существующим общественным заказом на изменения в отрасли образования, с другой – главным современным федеральным приоритетом – национальным проектом «Образование».
Цель Стратегии заключается в определении региональных приоритетов для построения на территории области доброжелательной образовательной среды, способной обеспечить конкурентоспособность и воспитательную ценность образования. Проектом «Создание региональной модели единого доброжелательного воспитательного пространства в образовательных организациях Белгородской области» мы намерены поднять добро на новый уровень, сделать его социально-ориентированным и предметно-практическим, получить доброжелательность в качестве личностной характеристики каждого обучающегося.
Публикация «Социально-ориентированная технология для детей „Волшебный телефон“» размещена в разделах
В рамках сратегии реализуется региональный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете», он посвящён дошкольному образованию, главным вектором которого Концепция Десятилетия детства определила детствосбережение, что в полной мере соответствует идее доброжелательности. Понятие «детствосбережение» звучит как призыв сберечь, сохранить детство как важнейший этап в жизни человека, признать его самоценность, которая неотделима от игры.
В рамках реализации инновационного образовательного проекта в нашем ДОУ создавались условия необходимые для внедрения эффективных технологий социализации дошкольников.
Каким должен быть доброжелательный детский сад? Однозначно, играющим, развивающим, обогащающим. Доброжелательный детский сад – это содеятельность и сотворчество педагога, родителей и каждого ребёнка.
Один из блоков проекта «Дети в приоритете» – образование детей раннего возраста, который моделирует условия, через изменение существующих подходов с использованием технологии успешного развития детей раннего возраста в неразрывном взаимодействии с семьей и социумом, а именно «доброжелательные технологии», которые создают условия для психологического комфорта и обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Меня заинтересовали авторские технологии социализации Гришаевой Н. П. старшего научного сотрудника института социологии РАН. В методическом пособии «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации» представлено 9 технологий : «Клубный час», «Ситуация месяца», «Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение». Данные технологии позволяют реализовать цели, поставленные в государственных программах работы в детском саду. Эти технологии можно применять, как по отдельности каждую, так и в комплексе.
Технология «Волшебный телефон» – это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Педагогическая технология «Волшебный телефон» позволяет решать следующие задачи:
1) развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;
2) понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю;
3) определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы. Например, ребёнок общается с Человеком-пауком, и он его спрашивает: «Я слышал, что к вам в садик прилетал Карлсон. Я с ним тоже знаком. Он любит пошалить. Наверное, вы здорово повеселились. Тебе это понравилось?» В результате такой беседы выясняется степень освоения ребёнком правил поведения в группе или осознаются причины поведения других детей;
4) возникает возможность от имени значимого для ребёнка персонажа дать ему позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления;
5) своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.
Что главное в работе по данной технологии?
1. Создать благоприятные условия: шатёр уединения, мягкие подушки, пледы, красивый сказочный телефон, песочные часы, по которым ребенок определяет время разговора.
2. Огромное значение имеет личность ведущего «Волшебного телефона». Для этой деятельности подходит как психолог ДОО, так и воспитатель, обладающие соответствующими критериям:
- наличие специальных знаний в детской психологии;
- знание детской субкультуры, особенно мультфильмов, которыми увлечены в данный период дети; - наличие у взрослого актерских способностей;
- владение технологией «Развивающее общение».
- способность сохранить конфиденциальность полученной в беседе с ребенком информации, но, вместе с тем, умение донести до родителей ее смысл, если это необходимо для коррекции развития ребенка.
Технология организации «Волшебного телефона» следующая:
1. В каждой группе рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Его приносят в группу, он красиво украшен. Детям показывают, как им пользоваться, с кем и когда можно поговорить. (Для детей старшей и подготовительной к школе групп, но возможно и для детей младших групп.)
2. Самое простое – установить детский игрушечный телефон или рацию. Возможна и установка спаренного телефона : один находится в кабинете психолога, другой – рядом с кабинетом психолога в специально оборудованном домике, где стоит телефон для детей. Домик может быть самый простой, типа палатки (шатра, раскрашенной ярким узором; в ней находится столик с телефоном и кресло для ребёнка, а также подсказка в виде пиктограммы, как пользоваться телефоном. Рядом ставятся песочные часы – таким образом, ребенок учится следить за временем, отпущенным для разговора (обычно – 5–10 минут). Чаще всего детям удаётся соблюдать это правило.
3. Предварительно педагог выясняет, какие герои популярны у детей – для этого опрашиваются дети и родители. Затем намечает примерные вопросы, которые он мог бы задать от лица какого-либо персонажа, и определяет цель общения с каждым конкретным ребёнком. Это может быть диагностика проблем ребёнка, коррекция какого-либо качества и поведения ребёнка и т. д.
4. Педагог ведёт журнал, куда записывает проблемы ребёнка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а, может быть, советы родителям. Безусловно, что вся информация, полученная педагогом в разговоре с ребёнком конфиденциальна, он может лишь в обобщённой форме высказать свои пожелания и советы родителю. Например, один из детей, разговаривая с Бэтменом, пожаловался ему, что мама не позволяет ему встречаться с папой, а он очень скучает по нему. Педагог поговорил с мамой и деликатно проинформировал её о том, что у ребёнка, возможно, есть проблема – он скучает по папе. Мама была удивлена, так как малыш никогда ей об этом не говорил. Она обещала об этом подумать. Другой пример. Одна из девочек поведала Винкс, что она сильно переживает, что её никогда не принимают в игру Вика и Милена и постоянно смеются над ней, её одеждой и т. д. Винкс посоветовала ребёнку, как себя вести, чтобы тебя приняли в игру.
Дети раннего возраста безусловно верят в сказку и волшебство. И моя задача, как педагога – поддержать в них эту светлую веру. Сделать это помогает «Волшебный телефон». Эту технологию я адаптировала для малышей, понимая, что использование телефона по подражанию взрослым, помогает малышу чувствовать себя тоже взрослым.
Технологию Натальи Петровны Гришаевой «Волшебный телефон» в своей работе я начала использовать с января 2020 года. «Волшебный телефон»— это телефон доверия для детей, который дает возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Данная технология является ещё и диагностикой проблем ребёнка.
Для внедрения данной технологии мною были созданы необходимые условия: разработан макет телефонной будки. Телефонная будка была изготовлена из каркаса пластиковых труб и на данный каркас сшит чехол из ткани.
Из бесед с детьми стало ясно, что словосочетание «телефонная будка» им не понятно и требует разъяснений, поэтому появилась необходимость создать презентацию о кратком экскурсе в историю телефонной будки, таксофоне.
Просмотр презентации вызвал интерес детей и желание побывать в ней и позвонить.
«Волшебный телефон» вызвал огромный интерес у детей. И хотя дошколята вначале сомневались, "а правда ли все это", практически все захотели пообщаться с любимым персонажем.
На подготовительном этапе я объяснила детям, как пользоваться телефоном, какие правила необходимо соблюдать во время разговора, с кем можно поговорить, в какое время приходить в кабинет, где будет находиться «волшебный телефон». Предварительно я выясняла, какие герои популярны у детей, для этого было необходимо опросить детей и родителей.
В целях эффективной социализации, ребятам звонит герой, который сегодня был в группе, расспрашивает ребенка, хвалит за рисунки, постройку, успокаивает. Разговаривая или просто слушая, малыш отвлекается от слез, настраивается на деятельность. Конечно же, это больше односторонняя связь. Дети слушают, что им говорит их любимый герой, жестами и мимикой соглашаются или не соглашаются, вступают в разговор по возможности.
В группе много мест где лежат телефоны, которые в любую минуту могут взять дети. Важно педагогу успеть увидеть ситуацию, когда ребенок начинает звонить, понаблюдать за эмоциональным состоянием малыша в данный момент. Я заметила, что сначала трубку телефона дети брали, когда были расстроены утренним расставанием, затем увидели, что некоторые берут телефон и эмоционально, что-то рассказывают, смеясь и жестикулируя. Я сделала вывод, что «волшебный телефон» повышает уровень психического и эмоционального комфорта детей, дает возможность через общение с любимым героем, выразить свои чувства.
Позиция «рядом», которую создаёт «волшебный телефон», рождает чувство безопасности, а относительная анонимность и отсутствие прямого контакта «глаза в глаза» помогает детям раскрыться в ходе диалога. В процессе общения ребёнок доверяет сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания, и часто это позволяет выявить проблемные или болезненные точки в состоянии ребёнка или особенности его развития и интересов.
В ходе общения с ребёнком по «волшебному телефону» решается ряд проблем:
«Как научиться, не заплакать, если ударился?»
«Как выдернуть зуб, если качается?»
«Как научиться, не драться, если обидели?»
«Как признать свои ошибки и просить прощение?»
«Девочки не принимают в игру?» и многие другие.
В процессе общения ребёнок, доверяет сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания, что позволяет выявить проблемные, «горячие точки» личностного развития.
Особым достоинством данной технологии является то, что ребенок после завершения диалога со сказочным героем испытывает чувство восторга, эмоциональный приподнятости. Ребёнок делится своими незабываемыми впечатлениями с друзьями и взрослыми.
Внедрение этой технологии помогает развитию эффективной социализации ребёнка в дошкольном учреждении и способствует развитию инициативы и самостоятельности.
А это значит, что «Волшебный телефон», как новая технология очень интересна, продуктивна, решает ряд задач и проблем в социализации и диагностики развития дошкольников и просто необходим в детском саду.
Анализируя результаты внедрения доброжелательных технологий в образовательную деятельность с детьми раннего возраста, стоит отметить, что они особенно эффективны в систематическом использовании, интеграции друг с другом, и значительные результаты показывают при выполнении ряда требований:
1. Ребёнок выступает как субъект, любое действие с его участием диктуется именно его особенностями и потребностями;
2. Активно привлекается педагогический ресурс семьи, родители включены в жизнь детского сада, между ними и педагогом выстроены теплые доверительные отношения;
3. Взрослые, участвующие в образовательной деятельности ребёнка раннего возраста, обладают чувством эмпатии и развитым эмоциональным интеллектом.
Вывод: В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребёнок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребёнок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться по мере приобретения опыта, ребёнок сможет найти для себя оптимальный способ. Особым достоинством использования проблемных педагогических ситуаций и технологии «Волшебный телефон» является то, что ребёнок испытывает чувство восторга, эмоциональной приподнятости. Данные технологии учат детей находить компромиссный выход из проблемных ситуаций.
Выполнение этих условий не гарантирует отсутствие проблем и трудностей в конструировании образовательного процесса с маленькими детьми. Но в значительной мере благоприятствует выстраиванию доброжелательных отношений между детьми, педагогами и родителями, а такая атмосфера в значительной мере способствует полноценному проживанию дошкольного детства.