Папки-передвижки

Майндмэппинг-технология для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (6 фото)

Наталья Владимировна
Майндмэппинг-технология для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка.

2021 год был годом, посвященным 300-летию Кузбасса, и эта ключевая идея объединила всех жителей нашего региона. Мы все вместе должны сделать Кузбасс более комфортным, безопасным, привлекательным для жизни. Главная задача дошкольных учреждений сделать так, чтобы воспитанники гордились своей малой родиной, как можно больше знали о ней, о ее истории, о достижениях и богатствах родного края.

Публикация «Майндмэппинг-технология для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, поэтому особое место в воспитании, обучении и развитии наших воспитанников занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является майндмэппинг. Использование данного метода способствуют эффективному познавательному развитию, позволяет обогащать у детей представления об окружающем мире, о многообразии предметного, природного и социального окружения, дает умение устанавливать связи и зависимости между предметами и явлениями. В ходе совместного создания ментальных карт дети приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в процессе которого у воспитанников совершенствуются коммуникативные умения

Что же такое майндмэппинг, ментальные карты или интеллект-карта?

Ментальная карта в переводе с английского языка трактуется как «карта ума, мысли», «карта памяти», «мыслительная карта», «интеллект-карта», «карта знаний», и представляет собой графический способ (метод) визуализации и структурирования информации. Ментальная карта - это наглядно-графическая древовидная схема, в центре которой в виде названия, символа или рисунка размещается главная идея (тема) карты и отходящие от нее линии (ветви, соответствующие определенному фрагменту главной идеи (темы, отражающие содержание темы.

Ментальная карта – это один из способов визуализации мышления. Имея иллюстрированную схематическую структуру, ментальная карта способствует более быстрому и качественному усвоению информации, в отличие от информации, представленной в линейном (текстовом) формате. Автором технологии является британский психолог Тони Бьюзен.

Отличительными чертами ментальной карты являются:

- объект внимания/изучения (главная идея) кристаллизован в центральном образе;

- основные понятия, направления, связанные с объектом внимания/изучения (с главной идеей) расходятся от центрального образа в виде ветвей; ветви, изображающиеся в виде плавных изогнутых линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами;

- вторичные, третичные понятия, образы также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка, и также обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами;

- ветви формируют связанную узловую систему.

Посредством ментальной карты можно графически фиксировать информацию; структурировать, анализировать, обобщать информацию; целостно воспринимать информацию во всех ее взаимосвязях и взаимозависимостях; запоминать большой объем информации; планировать: представлять в виде схемы предстоящие дела, бюджет, план выступления и т. п.

Возможности использования технологии ментальных карт в дошкольном образовании. Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с именем В. М. Акименко, к. п. н., доцента кафедры специальной педагогики Ставропольского ГПУ, которая обосновала возможности применения данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и описала методику применения ментальных карт в работе с дошкольниками.

Особенностями ментальных карт, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, являются:

- четкость схемы ментальной карты;

- ярко выделенная главная идея (тема) карты и отходящие от нее основные ветви, обозначенные разными цветами;

- использование печатных букв при написании слов;

- наличие большого объема наглядной информации (рисунков, иллюстраций, символов) что соответствует особенностям восприятия и мышления детей данного возраста;

- наличие перспективы (пустого места) для дальнейшего расширения карты, с учетом накапливаемого детьми познавательного опыта.

В работе с детьми дошкольного возраста ментальные карты составляются по различным темам, реализуемым в годовом комплексно-тематическом планировании.

На начальном этапе (этапе ознакомления) педагог может использовать в работе с детьми готовые ментальные карты, а далее дети в совместной деятельности с педагогом могут составлять сначала простейшие, а затем и более сложные карты, с учетом той или иной образовательной ситуации, образовательного содержания. Отличительной особенностью ментальных карт, а также их достоинством, является возможность их расширения и детализации, основанная на принципе движения от общего к частному, что позволяет периодически содержательно обогащать карту, расширять ее прежние границы: добавлять новое, более детальное, содержание.

Мы использовали майндмэппинг для ознакомления воспитанников с историей, достижениями и богатствами Кузбасса.

2. Цель и задачи.

Цель: расширение представления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи о Кемеровской области путем составления ментальной карты.

Задачи:

Актуализировать и дополнять знания дошкольников о Кемеровской области (города, полезные ископаемые, природа, растения, животные, история).

Формировать умение составлять высказывания, строить фразы, уметь задавать вопросы, как показатель самостоятельности мышления.

Упражнять в выделении необходимой информации из общих сведений и применять ее на практике.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Закреплять навыки систематизации и оформления материала, участвуя в коллективной работе.

Развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других; развивать ориентировку на плоскости и в пространстве.

Воспитывать любовь к родному краю, его природе и культуре.

3. Структура и формы проведения.

Создание ментальной карты рассчитано на 5 дней:

1. Знакомство с Кемеровской областью, с самыми крупными городами области, их особенностями.

2. Знакомство с 7 чудесами Кузбасса.

3. Заповедные места Кузбасса.

4. Знакомство с основными отраслями промышленности Кемеровской области.

5. Коренное население области, культурное наследие, игры.

Каждый день дети, знакомясь с чем то новым, совместно со взрослыми заполняют ментальную карту, соответственно изученной теме.

Для подачи материалов используются следующие формы работы:

1. Основная образовательная деятельность.

2. Беседа.

3. Мини-викторины.

4. Просмотр видеоматериалов, презентаций.

5. Дидактические и подвижные игры.

6. Продуктивная деятельность.

4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Для организации работы по программе разработаны:

• конспекты образовательной деятельности и мероприятий по теме;

• видеотека по теме;

• подборка подвижных игр коренных жителей Кузбасса.

При организации совместной деятельности определенным условием является создание развивающей среды. В группе создан игровой развивающий центр «Кузбассу – 300»(Презентация).

5. Заключение.

В дошкольном возрасте формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, области, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру их культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.

В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным регионом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Технология майндмэппинга включает в себя все вышеперечисленные составляющие. Использование данной технологии явилось оптимальным для расширения представлений детей дошкольного возраста о родном крае.

Майндмэппинг-технология для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Пояснительная записка год был годом посвященным летию Кузбасса и эта ключевая идея объединила всех жителей нашего региона Мы все вместе должны сделать Кузбасс более комфортным безопасным привлекательным для жизни Главная задача дошкольных учреждений сделать так чтобы воспитанники гордились своей малой родиной как можно больше знали о ней о ее истории о достижениях и богатствах родного края Публикация Майндмэппинг технология для детей старшего дошкольного возраста с ТНР размещена в разделах Заикание ТНР

6. Литература.

1. «История родного края», Коцюба Д. В. Краеведческое пособие. Кемеровское книжное издательство, 1969г.

2. «Кузбасс – жемчужина Сибири». Малахов В., Кемерово.

3. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

4. «Моя родина – Россия», учебник для малышей. Степанов В. ООО «Фолиант Пресс, 2005г.

5. Фотоальбом «Новокузнецк», ISBN 5-89442-010-5.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Майндмэппинг-технология для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 16:52
+220Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Майндмэппинг-технология для детей старшего дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна (УИ 126380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД