Людмила Котова
Волшебные круги Луллия. Использование элементов ТРИЗ в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные круги Луллия. Использование элементов ТРИЗ в детском саду
Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, воображения, формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.
Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного — нужно лишь уметь это видеть.
Описание метода
Темочки:
- Луллий Р. Круги и кольца Луллия
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину, для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В настоящее время этот принцип, основанный на морфологическом анализе, используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей.
Так, Сидорчук Татьяной и Лелюх Светланой, была написана книга «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия» в ней описаны технологии обучения детей познанию мира, его преобразованию и решению возникающих проблем.
Данная методика — это игры на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя окружающий мир.
Итак, я приглашаю Вас поиграть с детьми в эти картинки, расположенные особым образом на кругах Луллия. Умело подобранные задания научат детей различать признаки, сравнивать предметы, помогут развить логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображение. А самое главное, они дадут возможность ребенку почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять фантастические истории, решать проблемы, пусть пока сказочные.
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления — это далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.
Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную, количество, части, изменения во времени, материал, место и др. Основная цель работы с кругами Луллия — освоение способа познания мира.
Игровые упражнения с детьми, по кругам Луллия, решают следующие задачи:
• формируют понятие «признак», знакомят с именами признаков;
• учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению при- чинно-следственных связей между объектами;
• развивают навыки фантастического преобразования объектов;
• формируют способность увидеть суть проблемы.
Особенности использования с детьми кругов Луллия
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Они состоят из:
• для детей 3-5 лет рекомендуется брать только два круга с 4-6 секторами. Дети 5-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется три круга с 8 секторами. Диаметры кругов должны быть разными.
• стрелку как выделение сектора; стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки.
• в качестве стержня можно использовать карандаш, спицу, проволоку и т. д. ;
• картинки, которые крепятся к кругам с помощью скотча или «липучки».
В книге предложены четыре типа тренингов
1-й тип: «Найди реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание».
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи но их решению.