Татьяна Сайфутдинова
Волшебные игры в помощь педагогу — психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебные игры
в помощь педагогу – психологу
для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении осуществляется по направлениям: просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Но, как креативный человек, я стараюсь, чтобы работа приносила профессиональное удовлетворение, поэтому моя деятельность выходит за рамки этих направлений.
Публикация «Волшебные игры в помощь педагогу — психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2015
Дети проводят в детском саду большую часть времени и воспитатели знают как важно в каком эмоциональном состоянии придет ребенок в детский сад, так у него складываться в этот день отношения со сверстниками, с педагогами, будет ли он увлеченно играть в игры. Снять негативное эмоциональное состояние, настроить на положительный эмоциональный настрой – важная задача педагога-психолога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологические игры. К сожалению, эти замечательные игры недостаточно освещены в психологической литературе.
Мне хочется привести примеры игровых приемов с детьми для снятия негативных эмоциональных состояний.
«Коврик злости».
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в наличие у психолога, в специальном отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным, к окружающим или потерял контроль над собой, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку надо разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малыш не захочется улыбнуться.
«Волшебный мешочек».
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Описание упражнения: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед
входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте. входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности.
Описание упражнения: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, фату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами, угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Позже «зверек» прикасается к щеке, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Если в группу пришел грустный ребенок (или уже находится в ней, можно предложить всем детям поиграть в игру «Волшебный стул».
«Волшебный стул»
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Описание упражнения: Для этого грустному ребенку предлагают присесть на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первой начинает педагог.
Или переключаю его на положительные эмоции. С этой целью отвожу его в тихий уголок, и после выяснения причин грусти («почему ты грустишь? Что произошло с тобой, рассказываю ему историю про Обидок ит Грустинок.
«История про Обидок и Грустинок».
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали.
Описание: «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были очень липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками.
Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинке были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Я обращаюсь к ребенку.) Вот там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка на – правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».
Примечание: можно параллельно с рассказом рисовать этих героев яркими карандашами. Затем вместе с ребенком можно их вырезать по контуру и поиграть с ними, «посадить» на плечи, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть.
Когда ребенок упрямиться или проявляет физическую агрессию и негативизм, то я его прошу помочь мне справиться с «упрямой подушкой, которая есть у меня в кабинете (подушка с темной наволочкой).
«Упрямая подушка».
Цель: снятие негативизма и упрямства, общей агрессии.
Ребенка вводят в игру – сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, ка волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат.