Роза Покровская
«Волшебное превращение бересты». Конспект открытого занятия по ознакомлению с русским декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Волшебное превращение.
Цели: 1)Научить детей изготавливать простейшее народное изделие из бересты.
2) Познакомить детей со свойствами бересты.
3)Поддерживать у детей интерес к трудовым традициями русского народа, продолжать знакомить с основными направлениями русского народного декоративно-прикладного искусства.
4) Приобщать детей к творческому труду.
5)Вызвать интерес детей к русскому фольклору.
Публикация «„Волшебное превращение бересты“, Конспект открытого занятия по ознакомлению с русским декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Методы и приемы.
Словесные: чтение стихотворения, загадывание загадки, беседа по теме, проговаривание пословиц и поговорок, анализ выполненной работы.
Наглядные: рассматривание картинной галереи, рассматривание поделок из бересты, рассматривание и сравнение предложенных воспитателем образцов подставок.
Практические: знакомство со свойствами бересты, изготовление поделки из бересты.
Поисково-проблемный: проблемная ситуация: что сделать, чтобы яйцо не покатилось; когда удобнее украсить бересту – до соединения (заготовку, или после (готовое изделие).
Материал: кусочки бересты, ножницы, клей, фломастеры.
Предварительная работа воспитателя: Организация фотовыставки «Березка белая моя», организация выставки поделок из бересты, заготовка и подготовка бересты к изготовлению поделок.
Ход занятия
1. Организационный момент
Звучит русская народная мелодия
Воспитатель: Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы
Шелестят зеленные сережки
И горят серебряные росы.
Береза одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в любом наряде она прекрасна. Почему березу называют белоствольной? Зимой береза сверкает в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной- ослепительно белая на фоне изумрудной травы. А какая береза осенью? Вот, наверное, почему береза стала символом России.
Белая кора собирает и хранит тепло солнца. С давних пор люди заметили это свойство, и стали применять кору березы – бересту для изготовления различных предметов быта. Кору снимали только с упавших спиленных берез, так как нельзя ранить живое дерево.
Вот перед вами различные изделия из бересты. Что вы видите?
Дети: Туесочки, корзиночки, игрушки, украшения, иллюстрации.
В. : Из березовой бересты плели лапти, лукошки, туесочки для ягод и грибов делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В далекие времена люди писали на бересте письма.
2. Хороводная игра «Веснянка»
В. : Ребята, отгадайте загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветает.
Д. : Весна.
В. : А как вы догадались, что это весна? Какие слова загадки вам помогли догадаться, что речь идет о весне?
Скачи, пляши, дитятко
Скачи, пляши, милое,
Доколь старость не пришла
Доколь младость не ушла.
Эй, детвора, выходи, хоровод заводи!
3. Введение в тему занятия.
В. : А скажите мне, друзья,
Что за праздник наступает,
Все христиане отмечают?
Д. : Пасха.
В. : Правильно, пасха, а еще говорят Светлое воскресение Христово.
Д. : (Ответы детей)
В. : Для христиан это великий праздник. В этот день воскрес Христос, поэтому люди приветствуют друг друга такими словами : «Христос воскреси, Воистину воскреси». А еще дарят яркие крашеные яйца.
-Проблемная ситуация
В. : А какой формы яйцо?
Д. : Овальной.
В. : Если, я положу яйцо на стол, оно покатиться, упадет и разобьется. (показать пример).
В. : Что делать, чтобы оно не покатилось?
Д. : (Ответы детей)
В. : Я предлагаю вам сделать подставку для яиц из бересты, чтобы было удобно и яйцо не падало. Кроме того, это будет красивым украшением для стола. В ы согласны? Подойдите сюда. Посмотрите на эти подставки.
4. Рассматривание с детьми вариантов образцов подставок для яиц, предложенных воспитателем.
Рассматривают предложенные воспитателем образцы подставок.
В. : Посмотрите на эти подставки. Какой природный материал здесь использован?
Д. : Береста, соломка.
В. : Посмотрите, как расположен узор на подставки. Из каких элементов состоит узор. Например, на этой подставке?
Д. : Листочки, цветочки.
В. : Правильно, цветочек, состоящий из лепесточков, тычинок, а еще по обе стороны цветка есть листочки – это растительный узор. А еще бывает геометрический узор. Посмотрите на эту подставку. Из каких элементов состоит этот узор?
Д. : (Ответы детей)
В. : Здесь вы видите подставки, украшенные соломой и просто расписанные фломастером. Сегодня мы будем украшать подставку фломастером.
5. Изготовление детьми подставок.
a) Знакомство со свойствами бересты.
В. : А теперь, ребята, пройдемте в нашу мастерскую. Возьмите все по кусочку бересты и скажите, какая она? Погладьте, попробуйте согнуть.
Д. : Береста мягкая, гладкая, пластичная, белая. Ее можно сгибать, складывать, резать.
б) Проблемная ситуация.
В. : Прежде чем начать работу, скажите, когда удобнее украсить подставку - до соединения (т. е. вот эту заготовку, или после соединения (готовое изделие).
Д. : (Ответы детей)
В. : Правильно, до соединения удобнее украшать, чем после соединения. Потом будет труднее.
В. : Тут уместно вспомнить пословицу:
Прежде чем взяться за дело, нужно хорошенько подумать. Или- сначала думай, а под конец делай.
в) Выполнение детьми работы.
В. : На столе у вас есть все необходимые материалы: береста, клей, ножницы, фломастеры.
Выбирайте понравившийся вариант украшения, или придумывайте новый и начинайте работу.
Звучит русская народная мелодия. Дети работают.
В. : Во время работы детей читает пословицы и поговорки про березу.
6. Анализ выполненной работы детьми
В. : Принесите все сюда свои поделки.
Какие красивые подставки получились!
Трудная была работа?
Вам понравились подставки?
Вы подумали кому будете дарить или оставите себе на память?
7. Подведение итога занятия.
В. : Как же называется кора березы? Из чего мы сделали подставку для яиц (Ответы детей)
Какой самый главный праздник у христиан? (ответы детей)
Как называется узор состоящий из листочков и лепесточков?
А из квадратиков, треугольников, кружочков?
Сегодня, пока подставки у вас на руках, я хочу подарить вам шоколадные яйца, чтобы ваша подставка уже была при деле, не пустовала. Поставьте ваши подставки на стол и подойдите ко мне.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прошенье
Мы подарим пожелания.
Я хочу вам пожелать дружелюбия, творчества и встретить светлый праздник пасхи с весенним настроением.