Лучший педагог года

«Волшебная водица». Конспект занятия для детей старшей группы

Анастасия Гончаренко
«Волшебная водица». Конспект занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: познакомить детей со свойствами воды. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Закрепить навыки проведения лабораторных опытов. Активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия. Материал для занятия : прозрачные, стеклянные стаканы; салфетки; вещества, которые мы будем растворять в воде: соль, сахар, растительное масло; предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка; иллюстрации с изображением водоёмов, мельниц, водохранилищ.

Публикация «„Волшебная водица“, Конспект занятия для детей старшей группы» размещена в разделах

Ход занятия : 1 часть

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Что делают в лабораториях? Правильно проводят эксперименты и опыты. А какие эксперименты мы с вами уже проводили? (ответы детей). Я хочу вас предупредить, что в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте подойдём к доске и посмотрим, что на картинках изображено. (дети подходят к доске). Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? Что льётся в фонтане? (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Дети: Вода бежит, переливается, журчит, течёт, плещется, льётся.

«Вода жидкость, не имеет собственной формы»

Воспитатель: Вы сказали: «вода течёт и льётся». Давайте это проверим. Подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды, какая она? Дети: Стеклянная. Воспитатель: Как нужно обращаться с такой посудой? Дети: Аккуратно. Её можно легко разбить. Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдце. Выливать нужно медленно, что увидеть как вода течёт и растекается на блюдце. (самостоятельная работа детей). Воспитатель спрашивает, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдце. Почему вода растеклась по блюдцу. Дети: Вода жидкая. Воспитатель: Правильно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в ручьях, реках, не текла бы из крана. А так как вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какую форму имеют эти предметы? Дети: Шарик-круглую, а кубик-квадратную. Воспитатель: А если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдце, на ладошку, изменят ли они свою форму? Дети: Не изменят, в любом месте они останутся шариком и кубиком. Форма их не меняется. Воспитатель: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём эксперимент. Будем наливать воду в чашку, бутылку, блюдце, банку. (самостоятельная работа детей). Воспитатель: Что происходит с водой, когда мы наливаем её в банку? Какую форму она принимает? Дети: Форму банки. Воспитатель: А что произошло, когда мы налили воду в блюдце, в чашку? Дети: Вода приняла форму этих предметов. Воспитатель: Совершенно верно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали-блюдца, чашки, банки. Что же нам показал эксперимент? Какую форму имеет вода? Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Разбейтесь на 2 команды. Одна команда отвечает на вопрос «Вода-это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?» Начинаем: «Вода-это хорошо. Почему?» Дети: Вода нужна для питья, для того чтобы умываться и мыть руки. Можно играть с водой, мыть полы, готовить кушать, стирать одежду. Вода нужна, чтобы закалятся, поливать огород и цветы. В воде живут разные животные. Первая команда хорошо справилась с заданием. Теперь послушаем вторую команду. «Вода-это плохо. Почему?» Дети: Если в жаркую погоду выпить холодную воду, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если воду пролить на пол можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать цветы и растения водой, то они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Наводнение разрушает дома.

«Вода может нагреваться»

Воспитатель: Ребята, подскажите мне: может ли вода шипеть, булькать и кипеть? Когда это бывает? Дети: Когда её нагревают. Воспитатель: А что же так сильно нагревает воду, что она закипает? Дети: Огонь, газ, электронагреватель. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (спросить несколько человек). Правильно - это кипятильник. Давайте с помощью него попробуем нагреть воду. Дети рассаживаются вокруг стола, где проводится эксперимент. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар. Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что же с ней происходит? Дети: Она начинает кипеть и бурлить. Воспитатель: Какая кипящая вода? Можно ли ей обжечься? Дети: Да, она очень горячая. Воспитатель: Ребята, приведите примеры, где вода очень-очень горячая, а где тёплая. Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Тёплой вода может быть летом в речке или море, где её нагревает солнце. В кране, где моем руки, в ванной, где купаемся. В стиральной машине, в батареях. Воспитатель:Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта? Дети: Вода может нагреваться, а может быть тёплой или горячей.

«Пар-это тоже вода»

Воспитатель: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над банкой? Совершенно верно, это пар. Только я не пойму, откуда он взялся? Я в банку я наливала только воду. А вы не знаете? (высказывания детей). Воспитатель: Ребята, вы правы, если сильно нагреть воду, она превращается в пар. Давайте это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар-это тоже вода, очень сильно нагретая».

Проводится физкультминутка «Тихо плещется вода» :

Тихо плещется вода, Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.)

«Вода – растворитель»

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно первую загадку. Белый камень в воде тает (сахар). Воспитатель поднимает салфетку, и дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Воспитатель: Теперь вторая загадка. В воде родится, воды боится (соль). Убираем салфетку со второго блюдца. Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка. Жёлтое, а не солнце, Льётся, а не вода. На сковородке-пенится, брызгает и шипит (масло). Воспитатель: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды. Дети: Потому что они в ней исчезают. Воспитатель: Предлагаю вам пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в жёлтых банках, а что в зелёных. Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложку сахара и размешайте его. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Сахар исчез. Почему? Дети: Сахар растворился в воде. Воспитатель: Возьмите другую банку и насыпьте в неё ложку соли. Размешайте её.Что теперь произошло? Дети: Соль растворилась в воде. Воспитатель: Ребята, скажите мне, а все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши банки с водой несколько капель масла (идёт самостоятельная работа детей). Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что произошло с маслом в воде. Дети: Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками. Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя эксперименты с сахаром, солью и маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились? Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Воспитатель: Совершенно верно. В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются.

«Очистка воды»

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему? Дети: Нельзя. Она пахнет маслом и неприятная на вкус. Воспитатель: Да, это верно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? Дети: Её нужно очистить от масла. Воспитатель: А вы, знаете, что это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю, (воспитатель показывает, как сделать фильтр, а затем как установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно (самостоятельная работа детей). Воспитатель: У всех всё правильно получилось, какие вы молодцы! А давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу будем лить масленую воду в баночку с фильтром (идёт самостоятельная работа детей). Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стал? Дети: Вода стала чистой. Воспитатель: Куда же делось масло? Дети: Всё масло осталось на фильтре. Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

3 часть

Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?» Игра: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопросы и бросает одному из детей, тот, кто ловит мяч, отвечает на вопрос «Какая бывает вода?» и возвращает мяч воспитателю. ( Варианты ответов: минеральная, безвкусная, прозрачная, морская, без запаха, бесцветная, водопроводная, речная, болотная, родниковая). После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану. Воспитатель: Ребята, вода-одно из удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии. Дети: Вода-это жидкость; Вода не имеет собственной формы; Вода может нагреваться, быть горячей; Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. Воспитатель:Действительно,без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Публикации по теме:

Проект «Волшебница вода» в 1 младшей группе детского садаПроект «Волшебница вода» в 1 младшей группе детского сада роект " Волшебница-вода". Цель проекта знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т. д.) ; развивать навыки проведения.

«Вода-растворитель». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Цель-выявить вещества,которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды - фильтрованием. Закрепить знания у детей безопасного.

Автор публикации:
«Волшебная водица». Конспект занятия для детей старшей группы
Опубликовано: 19 июля 2014 в 22:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебная водица». Конспект занятия для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гончаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД