Ирина Кузьминых
Проект по рисованию «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : "Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования".
Актуальность работы состоит в том, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интел-лектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной дея-тельности, обеспечивающих социальную успешность…».
Публикация «Проект по рисованию „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
2. Сформировать изобразительные навыки и умения;
3. Развить творческие способности дошкольников.
А почему же средствами нетрадиционного рисования? Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, они доступны, выразительны, познавательны, продуктивны. Специалисты, занимающиеся этим вопросом, утверждают: «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка». Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Цель: Исследовать эффективностьразвития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования
Объект: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: нетрадиционные способы рисования как средстворазвития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет более эффективен при использовании нетрадиционных способов рисования.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования
2. Подобрать и апробировать диагностический материал по формированию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования
3. Разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования
Методы работы:
1. Анализ источников использованной литературы
2. Диагностика уровня развития творческого воображения в рисовании нетрадиционными способами у детей старшей группы. Автор: Страунинг Анна Михайловна.
3. Использование количественной и качественной обработки полученных данных.
Этапы проекта.
I. Подготовительный
Цель: Создание условий для проведения эксперимента.
Сроки: октябрь – ноябрь 2021 г.
Содержание:
- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования.
- Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ по проблеме исследования.
- Проведение констатирующего этапа эксперимента: диагностика и анализ уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования.
Результаты: Подбор теоретического материала, разработка развёрнутой программы действий, получение данных констатирующей диагностики уровняразвития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования.
II. Основной
Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией ИП.
Сроки: ноябрь 2021 г – май 2022 г.
Содержание:
- Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий по развитию творческого воображения (непосредственно образовательной деятельности) детей старшего дошкольного возраста.
- Апробация авторской программы.
Результаты: Материальное оснащение эксперимента. Разработка конспектов работы по формированию творческого воображения у старших дошкольников посредством нетрадиционных способов рисования. Положительная динамика уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования.
III. Заключительный
Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Сроки: 1-31 мая 2022 г.
Результаты: Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития воображения детей. Подтверждение выдвинутой гипотезы исследовательской работы.
Критерии эффективности.
• В проекте приняло участие 12 детей и 2 педагога старшей группы.
• Пополнена материально- техническая база кружка «Волшебная кисточка».
• Проведены диагностические исследования детей старшего дошкольного воз-раста.
• Проведено 18 занятий по нетрадиционной технике рисования.
• Разработаны рекомендации для педагогов ДОУ.
Научная новизна, практическая и теоретическая значимость.
Практическая значимость - были разработаны план работы кружка «Волшебная кисточка», картотека игр по нетрадиционным техникам рисования для детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы педагогами дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость – уточнены представления о применении не-традиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования на основе личностно-ориентированного подхода.
Заключение. Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный нами путь - обучение детей посредством нетрадиционного рисования, имеет большое значение для их гармоничного развития. Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
В настоящее время дошкольники владеют многими нетрадиционными техниками рисования, создают новое и оригинальное, проявляют творчество и фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения, у детей возрастает интерес к окружающему миру. И это не могло не сказаться на результатах работы - детские рисунки стали более оригинальными, интересными, разнообразными и украшают выставки не только в детском саду, но и побеждают на разных конкурсах!