Елена Владимировна Иваненко
Вокалотерапия — эффективная технология сбережения здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмы современной жизни, ее технологизация и компьютеризация, наряду с oгромным количеством положительных воздействий, весьма негативно сказываются на развитие психики детей, зачастую способствуя их «роботизации и обесчувствованию». Замыкаясь на компьютерах и интернет-технологиях, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Использование всевозможных гаджетов: смартфонов, ноутбуков, планшетов, влечёт недостаток движения, что приводит к повышенной импульсивности и понижению саморегуляции, задержке психофизического развития ребёнка.
В дошкольные учреждения с каждым годом приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями; резко увеличилось число замкнутых, тревожных, застенчивых детей. Проблема восстановления психологического здоровья и развития психоэмоциональной сферы детей является одной из приоритетных среди психолого-педагогических проблем 21 века.
Существуют множество нетрадиционных методик, которые могут
решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. В дошкольном возрасте одним из эффективных методов здоровьесберегающей и психо -коррекционной работы с детьми является вокалотерапия.
Вокалотерапия — научное название метода, который подразумевает лечение голосом.
Каждый человек одарён голосом. При дыхании создаются тонкие вибрации. Вибрации дыхания, проходя через носоглотку, бронхи и лёгкие образуют голос. Учёные установили. что с помощью вибраций голоса можно воздействовать на вибрацию любого органа нашего тела. Так как в нашем теле любой орган имеет свою вибрацию, свое звучание, и оно может свидетельствовать о здоровье или нездоровье этого органа.
Вокалотерапия с помощью звуковых упражнений способна настроить вибра-цию больного органа в здоровое русло. Усилить оздоровительный эффект звуковых упражнений помогает дыхательная гимнастика А. Н. Стрельнико-вой.
Когда человек поёт, во внутренних органах возникает вибрация, которая массирует тот или иной орган тела, то есть благодаря пению можно восстановить кровообращение и устранить застой в данном органе. Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека.
Очень эффективна вокалотерапия при хронических заболеваниях лёгких и при бронхиальной астме. Короткий и шумный вдох носом, а затем длинный выдох с произнесением определённого звука способствует качественной вентиляции этих органов. При выдохе произносятся определённые звуки, при произнесении которых вибрация голоса оказывает лечебное воздействие на определённый орган нашего тела.
Итак, вот эти звуки:
- «А» воздействует на область сердца, снимает спазмы и способствует очищению печени;
- «И» воздействует на область головного мозга, лечит глаза, прочищает нос, улучшает работу тонкого кишечника;
- «О» воздействует на область позвоночника, сердце, налаживает работу поджелудочной железы;
- «У» воздействует на дыхание, почки, мочевой пузырь, предстательную железу и матку;
- «Ы» воздействует на систему дыхания и лечит уши;
- «Э» воздействует на головной мозг;
- «ОМ» снижает кровяное давление;
- «УХ, ОХ, АХ» помагают организму очищаться от шлаков и негативных энергий;
- «АЙ, ПА» снимают сердечные боли;
- «АП, АМ, АТ, ИТ, УТ» помогают исправить дефекты речи.
Существует целый ряд упражнений вокалотерапии, специально адаптированных для детского организма. Применяя эти упражнения на практике, можно не только снизить уровень заболеваемости детей простудными и вирусными заболеваниями, но и успешно развить детский голос, приучить детей к хоровому пению.
Выглядят эти упражнения следующим образом:
1. "Ушки"- наклонить голову к плечу, сделать короткий вдох, на выдохе пропеть звук «А» снимает любые спазмы, лечит сердце,
«О» оживляет деятельность поджелудочной железы, «У» улучшает дыхание, «И» «прочищает» нос.
2. "Кошечка" - присесть с разворотом туловища в сторону, сделать вдох, выпрямиться и на выдохе произносить: "АХ, ОХ, УХ" (сброс негативной энергии, расслабление)
3. "Ладошки "– руки согнуты в локтях, ладошки раскрыты. Короткие вдохи с одновременным сжиманием пальцев в кулачки, на выдохе пропеть: «Ы» (лечит уши, улучшает дыхание,
«Э» (улучшает работу головного мозга).
Игры на развитие дыхания.
«Дирижер»
Выбирается ребёнок – дирижер. Дети встают напротив дирижёра.
Ребёнок - дирижёр медленно поднимает руки вверх, дети делают глубокий вдох; ребёнок - дирижёр медленно опускает руки, дети делают выдох и поют звук «А».
«Воздушный шар»
Цель: развивать объём лёгких, продолжительность выдоха.
Воспитатель: «Надуваем, дети, шарик, он становится большой». (Надувают щёки)
Воспитатель: «Вдруг шар лопнул, воздух вышел – ш-ш-ш…»
(Можно использовать султанчик, чтобы был отчётливо виден выдох воздуха изо рта).
Воспитатель: «Стал он тонкий и худой».
Индивидуальная и групповая вокалотерапия укрепляет певческий аппарат детей, развивает воображение и творческие способности детей.
Представлю несколько вокальных заданий, которые способствуют творческому самовыражению детей: «Пропой своё имя»:
"Да - ша!", "Ми - ша!"
«Твоё настроение».
1. Дети должны "пропеть" свое настроение.
Сначала исполняет солист: «Я - грустный» Все дети, сидя, слушают.
Затем фраза «Я - грустный» исполняется всем хором стоя.
2. Солистка поёт: «Я - радостная!» Хор слушает её, сидя.
Весь хор, стоя, повторяет: " Я - радостный!"
Все упражнения вокалотерапии должны проводиться в игровой форме, то есть легко, интересно и непринуждённо. Очень полезны вокальные игры - импровизации, так как они дают возможность интуитивно находить нужные для организма звуковые вибрации.
Музыкальный руководитель поёт: «Ручками похлопаем, хлоп - хлоп - хлоп».
Дети, хлопая, поют: «Хлоп - хлоп - хлоп».
Ритмический рисунок можно менять, глядя на придуманную заранее и нарисованную на доске схему. Затем можно импровизировать, но в таком порядке, чтобы хор детей смог повторить этот рисунок за солистом.
Вокально - речевые игры развивают память, слух, творческие способности, певческое дыхание и артикуляционный аппарат ребёнка.
Пением можно добиться координации дыхания с речью, улучшить дикцию, устранить гнусавость. Хоровое пение отлично лечит детей от заикания.
Все вокальные творческие задания можно выполнять как индивидуально, так и в группе. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение. Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям.
Использовать упражнения вокалотерапии в ходе НОД «Музыка» лучше всего в качестве разогревающих голосовые связки, перед пением.
Стоит отметить, что после таких упражнений наблюдается значительное улучшение эмоционального состояния детей — они довольны, радостны и уверены в себе. Таким образом, при помощи вокалотерапии можно практиковать развивающий эмоциональный тренинг, который способствует улучшению психофизиологического состояния организма ребёнка. Комплексное, гармонизирующее и активизирующее влияние вокалотерапии позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе дошкольного образования.