Лариса Досова
Сценарий военно-спортивной игры патриотической направленности «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ели: формирование духовно нравственных ценностей гражданина и защитника России, воспитание чувства патриотизма; развитие интереса к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Продолжать воспитывать любовь к Родине, уважение к Российской Армии, солдатам-защитникам Отечества.
Публикация «Сценарий военно-спортивной игры патриотической направленности „Зарница“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии спортивных развлечений на 9 мая
- Зарница. Военно-спортивная игра
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2018
2. Развивать познавательный интерес к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне, интерес к военным специальностям (зенитчики, сапёры, артиллерия, снайперы и др.).
3. Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств: чувства взаимопомощи, товарищеской поддержки, сплочённости, умения работать в команде, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, совместно преодолевать трудности. Создать условия для принятия детьми самостоятельных решений, для поддержки детской инициативы.
4. Продолжать формировать основы здорового образа жизни, развивать физические качества детей (быстроту, ловкость, выносливость и др.).
5. Развивать у детей практическое умение ориентироваться на местности с помощью карты-схемы.
6. Создать условия для позитивной социализации детей, непосредственного положительно-заряженного взаимодействия детей и взрослых в практико-ориентированной игровой деятельности.
Место проведения игры : территория детского сада (на улице). Разные этапы игры проходят на разных участках территории детского сада.
Длительность: 40- 50 мин. (без привала на «полевой кухне»)
Участники: дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников, сотрудники ДОО.
Предварительная работа: беседы с детьми о Российской Армии, о празднике «День Победы»; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о воинах-защитниках Отечества; рассказ о традициях военно-спортивной игры «Зарница»; разучивание стихов, песен патриотической тематики; изготовление нагрудных знаков (эмблем) : «зенитчики», «снайперы», орденов (медалей, карты-плана, ориентиров для каждого этапа;
Взаимодействие с музыкальным руководителем в подборе музыкального сопровождения (музыка и песни военных лет);
взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ по изготовлению атрибутов и подготовке оборудования, разъяснению задач игры и распределению ролей.
Атрибуты и оборудование:
военная форма для главнокомандующего, военная форма для педагогов групп, для девочек - элементы одежды для медицинских сестер (сумочки с бинтами, белые косынки с красным крестом); ордена и георгиевские ленточки по количеству детей, фрагменты георгиевских ленточек для подсчёта баллов; красные шапочки и шарфики для «постовых» и старших командиров (взрослых); стойки-ориентиры с надписями: «штаб», «мины», «+» (красный крест, «сапёры» «снайперы»; макет костра; кастрюля с кашей, чашки, ложки и пиалы для «полевой кухни», две карты – плана (для каждой команды-свой маршрут).
Для полосы препятствий: «Проползи через колючую проволоку» - 2 стойки с натянутой веревкой с колокольчиками; «Разминируй поле»-20 пластиковых бутылок с крышками, ведро; «Пройти через болото»-14 обручей (несколько из которых – красные, две корзины (в одной - маленькие мячики, по два на каждого ребёнка); «Сбей вражеский самолёт» - два «самолета», изготовленных из пластиковых бутылок, мешочки с песком (по количеству детей, веревка; «Снайперы»- грузовик с боеприпасами, мешочки для метания (по количеству детей) ; «Санчасть»- трое санок- ледянок; «Найди секретные документы»- два конверта с разрезанными картинками – пазлами с изображением танка.
Сценарий игры
На площадке детского сада звучит музыка военных лет. Два отряда детей «Снайперы» и «Зенитчики» выстраиваются в одну шеренгу; напротив, у знака «Штаб», стоят главнокомандующий, инструктор по ФК, двое детей
(командиры отрядов). Взрослые и родители-участники Игры встают рядом с детьми.
Инструктор:
Звучат фанфары,
Гремит салют,
Военной Зарнице
открыт наш путь.
Очень скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник - 70 летие со Дня победы в Великой Отечественной войне. Этому событию посвящается наша военно-спортивная игра «Зарница».
«Зарница» — игра смелых, ловких и дружных. И мы уверенны, что сегодня вы проявите свою находчивость, выносливость и справитесь со свеми трудными заданиями. А самое главное - будете работать в команде - в отряде, где один за всех и все за одного.
1-ребёнок (командир отряда «Зенитчики») :
Пусть живём мы не в столице,
И для службы мы малы.
Но уметь играть в «Зарницу»,
Обязательно должны!
Всё серьёзно, как у взрослых:
И команды и парад.
- Есть вопросы?
- Нет вопросов! -
Так на службе говорят.
2-ребёнок (командир отряда «Снайперы») :
Вы поверьте, мы не струсим,
Без сомненья, победим!
О делах отрапортуем,
Честь по форме отдадим.
Всех, кто хочет – приглашаем,
К нам, в «Зарницу» поиграть.
Мы научим крепкой дружбе,
А не только воевать.
Вместе:
Чтоб гордились нами деды,
Чтобы не было войны,
Подрастём и, если нужно,
Постоим за честь страны! (Ирина Кутепова «Дошкольная Зарница»)
Дети-командиры строевым шагом возвращаются к своим отрядам.
Инструктор: Давно отгремели залпы войны. Над нами мирное небо.
Люди спокойно работают. Мы с вами живем в мирное время. Это счастье, добытое в суровых сражениях и битвах. Наш покой охраняет наша славная Российская Армия.
Одной большой семьей живут народы,
Крепка Россия наша, как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит.
Наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, - достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии и сила нашей любимой и непобедимой России. Поздравляем всех с наступающим праздником Днём Победы. УРА!
Дети: Ура! Ура! Ура!
Инструктор: Один у нас на всех девиз:
Дети: “Не отступать назад”
Инструктор: Не даром говорят:
Дети: “Солдат всегда солдат”
Инструктор: Представляю нашего главнокомандующего… (представляет взрослого из состава родителей воспитанников или представителей военной части города, выполняющего роль главнокомандующего).
Главнокомандующий делает шаг вперед.
Главнокомандующий: Здравствуйте, товарищи, бойцы!
Дети: Здравствуйте!
Главнокомандующий: Равняйсь! Смирно! Вольно!
Главнокомандующий: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные секретные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти документы и доставить их в штаб, действуя четко по карте. Синим цветом на карте обозначен ШТАБ - место, где мы сейчас находимся. Когда вы найдете документ, вам нужно будет вернуться в штаб и доложить о выполнении задания. Задание понятно?
Дети: Так точно.
Главнокомандующий: Это задание очень сложное - нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?
Дети: Так точно.
Главнокомандующий: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности к выполнению боевого задания.
Командир отряда «Снайперы» : Отряд равняйсь, смирно! строевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий, отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда … (фамилия имя ребёнка). Рапорт сдан!
Главнокомандующий: Рапорт принят! Получите карту-план.
Командир отряда становится в строй.
Командир отряда «Зенитчики» : Отряд равняйсь, смирно! строевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий, отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда (фамилия имя ребёнка). Рапорт сдан!
Главнокомандующий: Рапорт принят! Получите карту-план.
Командир отряда становится в строй.
Инструктор: В нашей игре также принимают участие взрослые командиры, они будут помогать вам (взрослые командиры-родители стоят на каждом этапе, на них красный шарф и шапочка). Есть такие препятствия, преодолев которые, можно заработать очки – георгиевскую ленточку. Отрядам нужно не только выполнить все задания правильно, но и постараться как можно больше заработать ленточек. Главнокомандующий: Отрядам приступить к выполнению задания.
Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим. У каждой команды свой план, (место встречи одно, а маршрут прохождения препятствий и поиски документов разное - по карте). Последнее препятствие у всех на карте «Найти секретные документы». На этапах стоят помощники, которые следят за соблюдением правил прохождения испытаний и подводят итог. Каждое очко – фрагмент георгиевской ленточки.
Этапы полосы препятствий:
«Проползи через колючую проволоку» (в качестве «колючей проволоки» натянута веревка, на которой висят колокольчики)
Цель: проползти под “колючей проволокой” так, чтобы не задеть её.
Правила игры : если ребёнок задел “колючую проволоку”, то считается раненым, санитары его перевязывают.
«Разминируй поле»
(дети приходят на "минное поле" – участок, на котором расставлены обозначения «мины» и в сугробах в снегу закопаны пластиковые бутылки с яркими крышками.).
Цель: под снегом дети должны найти закопанные пластиковые бутылки –«мины» и осторожно открутить крышки, не вынимая бутылки. Только в этом случае мина считается обезвреженной.
Правила игры : если ребёнок вытаскивает мину из земли, то считается, что она “взорвалась”, боец ранен и ему требуется “медицинская помощь”, санитары его перевязывают.
«Пройти через болото» (участок, на котором разложены обручи –«кочки»)
Цель: перебраться через “болото” (с кочки на кочку, принести снаряды (маленькие мячики, на другую сторону “болота”. Правила игры : прыжки из обруча в обруч на двух ногах, в руках 2 малых мяча. Нельзя наступать на красные обручи – это мины (торфяные кочки, которые могут в любой момент вспыхнуть. Ребёнок, который наступил в красный обруч, считается раненым. Медсестра оказывает первую медицинскую помощь раненому. Ребёнок, который перенёс снаряды, возвращается в команду.
- Огромную роль в сражениях всегда играла артиллерия. Следующее задание
«Сбей вражеский самолёт» (на территории между двумя деревьями натянута леска, к ней подвешены «самолёты» из пластиковых бутылок)
Цель: попасть “снарядами” – мешочками для метания в «самолёт».
Правила игры : каждое попадание ребёнком в цель приносит команде 1 балл (ленточку); каждый участник имеет право сделать один бросок.
«Снайперы»
Цель: попасть мешочком во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы. Правила: нельзя переступать черту, иначе можешь “взорваться” вместе с грузовиком.
«Санчасть» (оказание первой медицинской помощи раненым)
Цель: оказать помощь раненому (перевязать, доставить в санчасть).
Правила: девочкам - медсестрам предлагается сделать перевязку руки, ноги и головы пострадавшим(3 раненных,3 медсестры, двое детей перевозят). Затем мальчики транспортируют (перевозят) каждого на санках-ледянках до знака «Красный крест».
«Найди секретные документы» Цель: быстро и правильно сориентироваться на местности: по карте –плану найти документы и доставить в штаб.
Преодолевая препятствия, дети добрались до последнего пункта назначения. Но как найти пакет? Здесь им предстоит выполнить последнее задание на ориентировку в пространстве. На плане - задание: после минного поля добежать до конца здания, повернуть налево, остановиться у крыльца и встать к нему лицом. Затем отсчитать (найти) вторую березу слева направо и можно начинать искать документ. Ребёнок, выполняющий задание, находит пакет, все вместе с педагогом открывают его. В пакете документ, испорченный «врагом» -он разрезан на несколько частей. Дети собирают пазлы и получается изображение танка.
После того, как отряды выполнили свое боевое задание, все снова собираются на площадке у знака «Штаб». Командиры отрядов сдают рапорт главнокомандующему.
Главнокомандующий: Отряд, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!
Командир маршевым шагом подходит к Главнокомандующему и
докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий! Отряд «Снайперы» задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка). Рапорт сдан!
Главнокомандующий: Рапорт принят!
Командир отряда «Снайперы» становится в строй. Командир отряда “Зенитчики” маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
- Товарищ Главнокомандующий! Отряд “Зенитчики” задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка). Рапорт сдан! Главнокомандующий: Рапорт принят!
Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.
Главнокомандующий: Товарищи бойцы, вы отлично справились с боевым заданием и без потерь прошли все испытания.
Инструктор: Вы все - настоящие будущие солдаты-защитники. А сейчас старшие командиры доложите о количестве заработанных очков георгиевских ленточек.
Старшие командиры отрядов докладывают о количестве заработанных ленточек.
Главнокомандующий: А сейчас я хочу выразить свою благодарность за участие в сегодняшней игре и наградить вас орденами за проявленное мужество, отвагу, смелость и решительность, а так же вручить каждому георгиевскую ленточку, как символом объединения. Командирам отрядов получить ордена для своего отряда!
Командиры подходят к главнокомандующему и получают награды.
Инструктор: Вот и подошла к концу военно - спортивная игра «Зарница».
И мы убедились, что у нашей любимой России растут новые отважные и дружные защитники. А когда мы едины, то мы непобедимы!
Всем предлагается исполнить песню о России (по выбору детей).
- Огромное спасибо всем! А теперь мы приглашаем всех бойцов отведать настоящую солдатскую кашу нашей «полевой кухни». Организуется полевая кухня (привал, где дети и взрослые едят гречневую кашу и пьют горячий чай.
Используемая литература и ресурсы:
1. Желобкович Е. Ф. 150 Эстафет для детей дошкольного возраста -М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-120 с.
2. Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014.-224с.
3. Воронова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет : игры-эстафеты- Волгоград : Учитель,2012.-127 с.
4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников- М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.- 96с.
5. Интернет - ресурсы.