Марина Савинцева
Игры с водой «Вода волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из первых моих проектов, назывался «Вода волшебница». Реализация данного проекта осуществлялся в процессе организации совместной деятельности. Проводились опыты, ставились эксперименты в форме игры. Что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Публикация «Игры с водой „Вода волшебница“» размещена в разделах
Данный проект помогает вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развивает любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, формирование важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
Активизировать природоведческий словарь ребенка.
Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Взаимодействие с родителями:
Изготовление книжек – малышек.
Создание альбома «Вода волшебница»
Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
Создание выставки «Водный мир»
Составление описания игр с водой
Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
«Тонет - не тонет».
Цель: помочь детям увидеть, что одни игрушки плавают в воде, а другие тонут. Создать положительно эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: тазик с водой; игрушки пластмассовые, деревянные, резиновые, металлические.
Ход игры. В игре участвуют 6 – 7 детей. Воспитатель приносит в группу корзину с игрушками, рассматривает их вместе с детьми. Предлагает детям взять по одной игрушке и опустить её в тазик с водой. Затем сказать, какие игрушки утонули, а какие плавают. Игроки достают игрушки из воды, меняются ими и продолжают играть.
«Забавные рыболовы».
Цель: Учить детей различать левую, правую руку, вылавливать предметы из воды столовой ложкой, не помогая другой рукой. Воспитывать аккуратность, способствовать развитию положительных эмоций от игры с водой.
Оборудование: пластмассовая ёмкость с водой, пластмассовые рыбки, 4 столовые ложки,4подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. На стол ставится пластмассовая прозрачная ёмкость с водой (аквариум). Пластмассовых рыбок дети опускают в сосуд, беря их тремя пальцами левой и правой руки (большим, указательным и средним). После того как «аквариум» заполнен, дети берут столовую ложку и «ловят» рыбок, не помогая другой рукой. Игра повторяется несколько раз.
«Вылавливаем предметы из воды».
Цель: упражнять детей в умении доставать предметы из воды различными приспособлениями, доставить им удовольствие от игр с водой.
Оборудование: тазик с водой, в нём разные предметы, сачок, половник, столовая ложка,3подноса.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Воспитатель ставит перед детьми тазик с водой, в нём различные предметы. Игроки называют, какие предметы утонули, а какие нет. Затем по сигналу воспитатель они вылавливают предметы из воды сачком, половником, столовой ложкой. В конце игры дети меняются приспособлениями, бросают предметы в воду, игра повторяется.
«Горячая, тёплая, холодная».
Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 3 пластмассовые бутылки (0,5 л) разного цвета: красная с горячей водой, жёлтая с тёплой, синяя с холодной.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми три бутылки разного цвета и сообщает, что в бутылках налита вода. Вода разная : горячая, тёплая, холодная. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель напоминает, что с горячей водой и горячими предметами надо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и сказать, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.
«Вода прозрачная»
Цель: Дать представление
Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки.
Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки. И посмотреть, в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная.
«Вода не имеет формы»
Оборудование: стакан, тарелка, кусочек льда.
Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лёд – это твёрдая вода). Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком (до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
«Расставь бутылочки».
Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 4 пластмассовые бутылки (0,5 л) одного цвета; с холодной, теплее,
тёплой и горячей водой.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми четыре бутылки одного цвета и сообщает, что в них вода разной температуры : холодная, теплее, тёплая, горячая. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель вместе с детьми вспоминает правила обращения с горячей водой и горячими предметами: с ними необходимо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и определить, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.
«Фонтанчики».
Цель: создать у детей радостное, весёлое настроение от игры с водой. Учить детей согласовывать свои игровые действия с партнёрами по игре, действовать по сигналу.
Оборудование: клеёнка, 4 тазика с водой (5 л, 4 пластмассовых бутылки с
отверстиями по бокам около дна, салфетки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям по сигналу опустить в тазики с водой бутылочки с отверстиями, подождать пока в них не наберётся вода. Затем по сигналу достать их из воды и понаблюдать за струйками воды.
Усложнение. Предложить детям плотно закрыть ладошкой горлышко у бутылки и опустить её в воду.
«Плавает или тонет».
Цель: дать детям понятие, что не все предметы тонут в воде, многие предметы плавают – это зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Закрепить
название материалов, из которых сделаны предметы. Создать у детей радостное
настроение от игры с водой.
Оборудование: на каждого игрока: пластмассовые стаканчики (0,5 л) с водой, наборы предметов из разных материалов (монеты, колечки, пробки, детали конструктораит. д).
Ход игры. В игре участвуют 5 детей. Воспитатель ставит на стол перед каждым ребёнком пластмассовый стакан с водой и раздаёт наборы различных предметов. Дети называют предметы и материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, какие предметы утонут, а какие нет. Затем бросают их в воду и называют, какие предметы утонули, а какие плавают, объясняя причину. Игроки достают предметы из воды, меняются ими и продолжают игру.
«Наливаем – выливаем».
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по-разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой.
Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пластмассовая бутылка, брызгалка.
Ход игры. В игре участвуют 5-6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется.
«Весёлые соревнования».
Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы.
Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске (колпачки от фломастеров, 2 коктейльные трубочки, 2 контейнера от киндер- сюрприза (пловцы).
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется.
«Буря в стакане».
Цель: создать положительно-эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку.
Оборудование: 2 пластмассовых стакана (500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана (250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке (дует сильный ветер). Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее.
«Ледяные парусники».
Цель: развивать у детей знание о том, что лёд легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхательной системы. Создавать радостное настроение от игры с водой.
Оборудование: ванночка прямоугольной формы, лёд различной формы с парусом на зубочистках.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Занести в помещение льдинки с установленными парусами. Поместить их в ванночку с водой. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на ледяные парусники. Выигрывает тот участник, чей парусник быстрее доплывёт до противоположного края ванночки. Игра повторяется.
«Угадай – ка».
Цель: упражнять детей выполнять не сложные действия с водой, губкой. Развивать глазомер. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: поролоновые губки, тарелки с водой, одноразовые стаканы (200 мл с делениями, подносы, фломастеры, тканевые салфетки (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 4-6 детей. Воспитатель наливает в тарелки немного воды и предлагает детям угадать, сколько воды впитывает в себя губка. Каждый игрок отмечает фломастером предлагаемый уровень воды на пустом пластмассовом стакане с делением. Потом дети опускают губку в тарелку с водой и ждут, что бы губка впитала в себя воду. Затем игроки отжимают оду с губки в стакан для измерения. Выигрывает тот, кто точнее указал предполагаемый уровень воды.
«Наливаем воду в разные сосуды».
Цель: закрепить знания о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы (колба, банка, стакан, ваза, примерно одинакового объёма, на каждого играющего по 3-4 сосуда, воронки.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.
«Кто быстрее».
Цель: упражнять детей в умении отжимать воду из губки, действовать по сигналу. Развивать ловкость. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: стол, 8 глубоких тарелок, 4 пластиковых стакана с водой, 4 губки, салфетки. Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.
«Где больше воды».
Цель: развивать мыслительную деятельность детей, интерес к играм с водой.
Оборудование: пластмассовая бутылка 0,5 л, вода, пластмассовый стакан 0,5 л. (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылку и стакан. Сказать, в каком сосуде, по их мнению, воды больше. Дети наливают воду из крана в бутылочку по горлышко. Потом переливают её в пластмассовый стакан. Выигрывает тот, чьё предположение было верно, количество воды в сосудах одинаковое.
«Чем быстрее?»
Цель: развивать логическое мышление. Упражняться в умении переливать воду различными предметами. Создать радостное настроение от игр с водой.
Оборудование: столовая ложка, чайная ложка, одноразовый шприц без иглы (5 мл, бокальчик из кукольной посуды, 4 глубокие мисочки с водой 200 мл, 4 пустые мисочки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям назвать известные им свойства воды и перелить воду из одной мисочки в другую разными предметами. Дети рассматривают предметы и высказывают свои предположения о том, каким предметом можно быстрее перелить воду. Играющие разбирают предметы по договорённости. По сигналу воспитателя дети начинают переливать воду из одной мисочки в другую. Выигрывает тот, кто быстрее перельёт воду. Игроки меняются предметами, игра повторяется.
«Переносим воду».
Цель: развивать дух соревнования. Закрепить знания о свойствах воды: льётся, течёт, разливается. Создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: 3 эмалированные кружки (200 мл, 3 прозрачных пустых сосуда (5 л, 3 ведра с водой.
Ход игры. В игре участвуют 12-15 детей. Участники делятся на 3 команды. Около каждой команды находится ведро с водой. Напротив, на расстоянии 5 метров – прозрачный сосуд. По сигналу ведущего, игроки каждой команды по очереди, переносят воду из ведра в пустой сосуд эмалированной кружкой. Соревнование длится 5 минут. Выигрывает та команда, которая перенесёт больше воды.
«Попади в мишень».
Цель: создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, закреплять знания о том, что вода смывает изображение нарисованные кремом для бритья. Упражнять в меткости, развивать глазомер.
Оборудование: 5 водяных пистолетов, вода, крем для бритья.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель вместе с детьми рисует на зеркале (стене веранды) кремом для бритья различные мишени: мяч, грибок, зайчик. Сначала воспитатель предлагает целиться в мишень водяным пистолетом без воды, затем набрать в пистолет воду и смыть выбранную мишень струей воды. Выигрывает тот, кто быстрее смоет изображение.
«Замёрзшая вода двигает камни».
Оборудование: соломинка для коктейля, вода, пластилин.
Ход игры : Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильную камеру. Когда вытащите соломинку из морозильной камеры, то увидите, что она из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из – за этого могут образоваться выбоины.
Опыт № 1. Вода – это жидкость.
( У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).
Переливаем воду из одного стакана в другой. Показываем, что вода льется. Льется вода? Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.
Опыт № 2. Вода не имеет формы.
(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).
Сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у воспитателя. Переливаем воду в сосуды разной формы, наблюдаем, что вода принимает форму сосуда.
Опыт № 3. Вода бесцветная.
(На столе у детей акварельные краски, кисточки, полоски цветной бумаги).
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью. Мы определили цвет воды. Приложите полоски к стакану с водой. Можно сказать, что вода стала такого же цвета, как и полоски?
Опыт № 4. Вода прозрачная.
(На столе у детей карточки с картинками).
Возьмем рисунок на столе и посмотрим на него через стакан с водой, на свою руку, на другие предметы. Видим, что вода прозрачная.
Опыт № 5. У воды нет запаха.
(На столе у детей стакан с водой).
Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?
(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).
Дети: ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 6. У воды нет вкуса.
(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).
Предлагаем попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая? У воды нет вкуса.
А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая, соленая.
Опыт № 7. Лед – это твердая вода.
(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).
Показать детям лед. Показать что происходит со льдом и снегом в помещении. Вывод: Лед и снег – это тоже вода.
Опыт № 8. Пар – это тоже вода.
(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).
Берем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду.