Макаренко
Консультация «Особенности внимания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают психические процессы в мозге ребенка. Поэтому занимаясь с дошкольником, нужно не только учить его писать, читать и считать, но и развивать его познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение). Формированию произвольного внимания и усидчивости следует уделять особое внимание при подготовке ребенка к школе.
Особенности внимания у детей дошкольного возраста
Публикация «Консультация „Особенности внимания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Внимание – это психический процесс, суть которого заключается в сосредоточении на каком-либо объекте или явлении. Оно может быть направлено как на внешний мир, так и внутрь человека (на его чувства, переживания). К основным свойствам внимания относятся :
-Устойчивость (сосредоточенность, концентрация);
-Объем (способность удержать в фокусе внимания несколько объектов);
-Переключаемость (возможность смещения фокуса внимания с одного объекта на другой – по воле человека);
-Распределяемость (способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, например – одновременно слушать сказку и рисовать).
Тренируя внимание ребенка, старайтесь уделять время каждому из перечисленных свойств внимания. Ведь все они одинаково важны и играют большую роль в усвоении информации.
Особенности внимания у детей дошкольного возраста
Психологи выделяют два основных вида внимания :
Непроизвольное внимание не требует волевых усилий и основано на быстрой реакции организма на сильный стимул. Мы всегда обращаем внимание на что-то необычное или яркое, на то, что производит сильное впечатление (например, резкий запах, странный наряд человека в толпе, громкий звук и т. д.).
Произвольное внимание предполагает наличие волевого усилия и намерения. Если человек имеет перед собой цель и мотивацию к ее достижению, он способен долгое время концентрировать свое внимание даже на неинтересной и рутинной деятельности.
Этапы развития внимания удошкольников :
Возраст
Особенности
0-1 год
Непроизвольное внимание. Малыш обращает внимание на все яркое и необычное.
1-2 года
Начало формирования произвольного внимания. У детей этого возраста появляется сильный исследовательский интерес и стремление к самостоятельности. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе.
2-3 года
Формирование умения следовать наглядной инструкции и выполнять задания по образцу.
3-4 года
Активное развитие слухового внимания.
5-7 лет
Продолжает формироваться волевое внимание (к 7 годам она должно быть достаточно хорошо развито). Увеличение объема внимания, его устойчивости и способности переключать внимание с одного объекта на другой.
У маленьких детей наиболее развито непроизвольное внимание. С возрастом малыши учатся контролировать свои психические процессы. Одна из главных задач дошкольного возраста – развитие произвольного (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой необходимы для успешного обучения в школе.
Общие рекомендации по развитию внимания у детей
Общие рекомендации по развитию внимания у детей
Чтобы занятия с дошкольниками по развитию внимания были эффективны, необходимо придерживаться следующих принципов:
-Систематичность занятий;
-Мотивация и постановка цели для ребенка;
-От простого к сложному;
-Использование наглядных схем и алгоритмов, чтобы малыш мог сам контролировать свои действия;
-Следить, чтобы ребенок не переутомлялся и был заинтересован.