Юлия Харченко
«Внимательные ушки». Развитие фонематического восприятия у детей 3–4-х лет. Мастер класс для родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Внимательные ушки
Развитие фонематического восприятия у детей 3-4-х лет.
(Мастер класс для родителей и детей)
Цель.
Публикация «„Внимательные ушки“, Развитие фонематического восприятия у детей 3–4-х лет, Мастер класс для родителей и детей» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Сформировать представление родителей и их детей о развивающих играх, ориентированных на развитие речи в целом и фонематического восприятия в частности.
Задачи.
Мотивировать родителей на более внимательное и осмысленное общение со своими детьми, на деятельное участие в их развитии и на совместное творчество.
Продолжать вырабатывать умение соотносить и координировать речь, дыхание и движение в логоритмических упражнениях.
Развивать внимание детей к неречевым звукам.
Продолжать развивать слуховое внимание малышей при восприятии тихих и громких звуков.
Осваивать умение повторять звукоподражания и соотносить их со звучащими игрушками и музыкальными инструментами. Уточнить произношение звуков в звукоподражаниях.
Оборудование.
Стулья для родителей. Маленькие стульчики для детей. Несколько бейджей, на которых родители заранее пишут свои имена.
Запись Екатерины Железновой (трек «Зайка прыгал»). Для игры «Украсим ёлку» : фетровая ёлка, закреплённая на вертикальной поверхности, ёлочные игрушки-картинки на липучках (из приложения к книге Нищевой Н. В.) : часы, кот, дудочка, колокольчик, барабан.
Для игры «Угадай, что звучит» музыкальные игрушки : часы, дудочка, колокольчик, барабан.
Ширма (или доска-мольберт, за которой можно спрятаться с музыкальными игрушками.
Листы-распечатки для родителей с рекомендациями по развитию фонематического восприятия.
Беседа логопеда с родителями.
Здравствуйте, уважаемые родители. Рада всех вас видеть.
И вы, и я хотим, чтобы наши дети любили общаться, обожали читать и узнавать новое, писали, успешно учились в школе. Основа всего этого – красивая, грамотная речь.
Это правильные, но бесполезно-громкие и общие слова, а что можно сделать для развития речи, когда вашему малышу от трёх до пяти лет? Сегодня речь пойдёт о слуховом восприятии. Не о физическом слухе, а об умении слушать и слышать речь, запоминать и различать слова, слышать себя и правильно повторять слова, не искажая и не коверкая их. В логопедии это восприятие именуется фонематическим. Нарушения фонематического восприятия ведёт к нарушениям как устной речи, так и письма, и чтения.
Каждому из вас я подготовила памятку-распечатку о том, как развивать у ребенка фонематическое восприятие. (Смотри «Приложение») В практической части нашего мастер-класса попробуем реализовать эти теоретические положения в играх.
Сейчас я, по возможности коротко, отвечу на ваши вопросы, а потом вы сходите за своими детьми и приведёте их из групп сюда в кабинет, и мы все вместе поиграем.
Знакомство с детьми.
Здравствуйте, меня зовут Юлия Алексеевна. (Здороваемся с детьми). Вы все ходите в этот детский сад? И я, я тоже хожу в наш детский сад «Березка». А зачем вы приходите в детский сад? Что ты делаем в детском саду? И я тоже здесь играю, пою, делаю зарядку…
Логоритмическая игра «Зайка прыгал».
Сегодня мы будем играть в зайцев. Представим, что мы зайчики. Какие у нас ушки? Правильно, длинные. Покажите, как зайчики поднимают свои длинные ушки. А какой хвостик у зайца? Да, конечно, короткий, маленький. Смотрите, как зайчик шевелит хвостиком. Сумеете так же? Отлично. Сейчас мы послушаем песенку и станцуем.
(Звучит песенка Екатерины Железновой «Зайка прыгал»)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал.
(Прыгаем, затем останавливаемся.)
Хвостиком пошевелил,
(Виляем попой, сложив ладони на пояснице.)
Ушки вверх поднял.
(Поднимаем ладошки над головой.)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал и устал.
(Прыгаем, затем останавливаемся.)
Хвостиком пошевелил,
(Виляем попой, сложив ладони на пояснице.)
Ушки вверх поднял.
(Поднимаем ладошки над головой.)
И услышал зайка тихий,
Очень тихий звук.
(Прикладываем руку к правому уху и поворачиваемся вправо, это же движение повторяем в левую сторону.)
Посмотрел по сторонам,
(Делаем рукой «козырек» над глазами, поворачиваемся вправо и влево.)
В норку прыгнул вдруг.
(Подпрыгиваем на месте, приседаем на корточки и замираем.)
А теперь прыгаем каждый в свою норку, каждый на свой стульчик.
Скажите, зайцы, зачем вам такие длинные ушки? Зайцы своими большими внимательными ушами слышат каждый шорох, каждый ветерок, как ветка хрустнула, как воробей чирикнул, как лиса фыркнула.
А знаете ли вы, зайчики мои, какой скоро будет праздник?
Правильно, скоро волшебный зимний праздник Новый год!
На Новый год наряжают ёлку.
А ёлка у нас сегодня не простая, а музыкальная.
Игра «Украсим ёлку»
Посмотрите, какая у меня ёлка. Какого она цвета? Сейчас мы её нарядим. Возьмите из коробочки игрушки. Маша, возьми одну игрушку. Что у тебя? Соня, подойди к коробочке и возьми игрушку, что у тебя? (логопед побуждает ребё нка к построению фразы: «У меня + существительное в им. падеже»)
Дети с игрушками в руках рассаживаются на свои стулья.
Сейчас я буду загадывать загадки, спрашивать, а вы будете внимательно слушать, отвечать и вешать свою игрушку на ёлку.
Он жёлтый и блестящий, Звенит он:
«Динь-динь-дон!»
У кого он?
Что у тебя? Как звенит колокольчик? Повесь его на ёлку.
Он гремит, как гром:
«Бам-бам! Бом-бом!»
Что у тебя, скажи? Как гремит твой барабан?
У них стрелки, как усы,
Тихо тикают… часы.
У кого часы? Как они тикают? Они тикают громко или шёпотом?
У него шубка и усы
Удивительной красы.
У него мягкие лапки,
а в лапках – царапки.
Кто у тебя? Как мяукает кот? А как котик мурлычет?
Она поёт нежно и протяжно.
В неё дуют.
У тебя… дудочка. Дудочка поё т: «Ду-ду-ду».
Игра «Угадай, что звучит»
А теперь играем в прятки!
Я спрячусь за ёлкой и буду играть на дудочке или на барабане, а может быть, я буду мяукать как кот. Сможете ли вы, зайчики с внимательными ушками, угадать, чей голосок услышите. (Логопед, спрятавшись от детей, играет на дудочке, на барабане, звенит колокольчиком, мяукает. Можно предложить, чтобы несколько туров игры провели родители : «На чём же играла мама? Ты услышал? А мне показалось, что это вовсе не дудочка пела. Наверное, это звенел колокольчик? Пусть мама ещё раз сыграет, а мы внимательно послушаем».)
Игра «Слушаем тишину»
А теперь, зайчишки, мы возьмём ключи и закроем ротики, чтобы послушать тишину. (Логопед показывает, как берёт воображаемый ключ и закрывает рот на замок.)
Тишину лучше всего слушать с закрытыми глазами. Сидим тихо-тихо, закрываем глаза, слушаем тишину… Открываем глаза. Что мы услышали в тишине? (Ветер за окном, голоса в коридоре и т. д.) А я услышала, как тикают часы у меня на руке, очень тихо, шё потом: «Тик-так, тик-так». Хотите послушать? (Логопед снимает с руки часы. Дети по очереди слушают тиканье часов.) Часы говорят нам : «Тик-так… Пришло время идти домой. Тик-так…».
Перед тем как сказать вам до свидания, я хочу спросить, чьи голоса мы сегодня слушали? А дома у вас есть игрушки со своим голосом. У кого дома живёт барабан? У кого мяукает настоящая кошка? А у кого дома живет тишина? Обязательно перед сном послушайте тишину.
Ну что ж, мои зайчишки, вам понравилось сегодня играть со мной, с мамами и папами?
А вам, уважаемые родители, понравилось играть? Будете дома играть с детьми?
До свидания. Приходите на следующий мастер-класс.
Приложение
Как развивать у ребенка фонематическое восприятие.
• проявлять внимание к звукам окружающего мира и звукам речи;
• развивать навыки дифференциации (различения) неречевых звуков;
• учиться различать тембр, высоту и силу звуков;
• развивать навыки определения источников и направления звука;
• давать ребёнку образец правильной и плавной речи;
• ненавязчивые повторы помогут ребёнку лучше воспринять, запомнить, а потом и воспроизвести слова, предложения, тексты;
• петь и двигаться под музыку: отстукивать ритм, выполнять танцевальные или сюжетные движения;
• развивать навыки дифференциации (т. е. различения) слов, близких по своему звуковому составу;
• развивать навыки дифференциации фонем;
• развивать навыки дифференциации слогов;
• развивать навыки элементарного звукового анализа.