Алина Тарасова
Внимание как особое свойство человеческой психики
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо деятельность. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определённой работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направленно на работу органов чувств (зрительное, слуховое, на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют два типа внимания : непроизвольное и произвольное. Проблемы внимания, понимания физиологических объектов внимания рассматривают в своих работах многие русские и зарубежные психологи и физиологи, например, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин.
Публикация «Внимание как особое свойство человеческой психики» размещена в разделах
В работе В. А. Крутецкого внимание определяется как один из тех познавательных процессов человека. Он утверждает, что как особого, независимого процесса не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. А. А. Ухтомский полагает, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Л. С. Выготский убежден дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Ф. Фребель подчеркивал, дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для развития речи и психических процессов. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Она полагала, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий. Эти игры дают возможность детям концентрировать внимание рациональными способами, решать те или иные умственные и практические задачи.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, утверждал, дидактическая игра должна способствовать развитию внимания, памяти, мышления ребенка. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение. В данном опыте синтезирован и обобщен материал по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста.
Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания стала главной и при изучении таких психофизиологических механизмов познавательных процессов, как восприятие, память, мышление. Внимание достаточно интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не пропадает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети очень редко длительное время занимаются одним и тем же. Поддержать интерес и сосредоточенность на чем-либо поможет игра. Однако игра – это не только радость для ребенка, что само по себе важно. С ее помощью развивается и концентрируется внимание детей. Увлеченно играя, дети могут приобретать новые знания, умения, навыки и развивать собственные психические процессы.
Общеизвестно, что важно развивать и тренировать внимание дошкольников, готовить детей быть внимательным всегда. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. А помочь в этом деле могут дидактические игры, так как игра составляет основное содержание жизни детей дошкольного возраста, создает зону ближайшего развития ребенка, и потому выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, воспитывает сосредоточенность, настойчивость.