Светлана Юрьевна Карамышева
Внеурочное занятие по хоровому пению в 1 классе
▼ Скачать
Открытое внеурочное занятие по хоровому пению в 1 классе. ФГОС НОО.
(методика Г. Струве «Хоровое сольфеджио»)
Здравствуйте, коллеги, гости! Я покажу фрагмент одного из внеурочных занятий по хоровому пению в 1 классе. Программа дополнительного образования по данному направлению изначально разработана в рамках школьного эксперимента «здоровьесберегающие технологии» по системе В. Ф. Базарного на основе методики Г. Струве «Хоровое сольфеджио», цель которой - развитие музыкального слуха у младших школьников с учётом развития и охраны детского голоса. Поэтому каждое занятие начинаю с дыхательной артикуляционной гимнастики и вокальных упражнений.
Публикация «Внеурочное занятие по хоровому пению в 1 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Вокал. Обучение детей пению
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здоровьесберегающий аспект методики заключается в том, что освоение музыкальной грамотности осуществляется с помощью трё х важных игровых компонентов: зрительного, слухового, двигательного. В качестве зрительного ряда применяются ручные знаки – это музыкальные ступени, интенсивно развивающие моторику рук, пространственную координацию между голосом и слухом. В двигательном ряду используются ритмические слоги, под которые выполняются определённые движения.
Они являются физминутками и в то же время развивают ритмический слух.
В конечном итоге развивается общая музыкальная грамотность детей.
- А что значит грамотное пение? Это прямая осанка и правильное дыхание. Представьте, что человек – это музыкальный инструмент – допустим, гитара. Туловище – это аккустика (деревянный корпус гитары, поэтому он должен быть прямой, чтобы звук свободно поступал и нигде не преломлялся. Голосовые связки – это те же струны, с которыми нужно обращаться бережно, не давить, не рвать, а то они порвутся. Рот – резонатор,т. е. микрофон (отверстие в корпусе гитары, через которое вырывается звук наружу. А чтобы красиво зазвучал наш инструмент, нужен дирижёр. Это лёгкие – проводники нашего дыхания. Правильное дыхание – это не только красивое пение, это правильная работа сердца, сосудов мозга, и т. д.
Поэтому я посчитала своим долгом дополнить методику Струве здоровьеразвивающими компонентами. Изучила методики дыхательных упражнений ведущих педагогов-вокалистов (Стрельниковой, Емельянова, Белобровой). Оказалось, что дыхание связано с артикуляционным аппаратом. Выбрала самые эффективные упражнения и составила из них алгоритм дыхательной и артикуляционной гимнастики. Поэтому мы учимся не только правильному дыханию, но правильному произношению букв.
Внеурочное занятие несколько отличается от урока, но, тем не менее, технологии используются те же самые:
- личностно-ориентированное обучение (где использую дифференцированный и системно-деятельностный подход);
- коммуникативная (работа в группах);
- «педагогика сотрудничества» (пение по голосам в ансамбле с учителем);
- игровая («Угадай-ка» на слух музыкальных ступеней, «Эхо»);
- здоровьесберегающая (охрана детского голоса, смена видов деятельности,
музыкально-ритмические движения).
Тема занятия : «Разучивание двухголосного канона
Цель - научить первоклассников петь канон.
Задачи:
- формировать навыки двухголосного пения;
- развивать музыкальную память на основе ручных знаков и ритмических слогов;
- воспитывать толерантность, коллективизм.
Оборудование – цветные мелки, доска или мультимедио, фортепиано
Этапы занятия :
1. Организационный момент. Рассадка на две группы.
1группа: дети, которые чисто интонируют ступени;
2группа: «гудошники».
2. Подготовительная вокальная работа. Алгоритм певческих
упражнений:
а) Дыхательная гимнастика (стоя)
Упр. 1 «Надувная игрушка» (подготовка к работе дыхательных мышц)
И. п. стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, руки опущены вниз.
1-2 – медленный вдох носом, руки поднять вверх – надуваем игрушку.
3-4 – медленный выдох ртом, руки опустить вниз – сдуваем игрушку.
Повторить 4 раза.
Упр. 3 «Греем ручки» (аналогично)
И. п. стоя, руки около рта.
1-2 – глубокий вдох ртом.
3-4-5-6-7-8 – дышим на руки, как будто отогревая их от холода
на морозе.
Упр. 4 «Гармошка» (интенсивная работа дыхательных мышц)
И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью, соединить кисти рук
вертикально.
1-2-3-4 – медленный вдох ртом, руки медленно разводим в стороны
«играем на гармошке».
5-6 – резкий выдох, руки соединяем в и. п.
Повторить 4-6 раз.
Примечания:
Неправильно: плечи поднимаются, диафрагма не «дышит» - ключичное
дыхание.
Правильно: плечи опущены, диафрагма «дышит» - диафрагменное дыхание.
б) Артикуляционная гимнастика (сидя)
Упр. 6 «Жвачка»
Четыре раза прикусите зубами кончик языка, как бы жуёте
жвачку. Повторить 4 раза.
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно
кончик языка и всё более отстоящие от него поверхности.
Повторить 4раза.
«Жуём» язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами.
Упр. 7 «Умывание»
Умываем ротик. Делаем языком круговое движение между губами и
зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.
Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в
левую щёку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Упр. 7 «Музыкальный щелкунчик»
Пощёлкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на
изменения щёлкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более
высокие и более низкие щелчки. А теперь все стараемся щёлкать
одинаково, т. е. выстраиваем унисон низкими и высокими щелчками.
Упр. 8 «Череп»
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щёки и закусите
боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Упр. 9 «Обида - радость»
Выверните наружу нижнюю губу, обнажив дёсны и придав лицу
обиженное выражение.
Приподнимите верхнюю губу, обнажив дёсны, придав лицу радостное
выражение.
А теперь чередуем «обиду – радость» в ускоряющемся темпе.
Упр. 10 «Массаж»
Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами
круговым разминающим массажем, затем поколачивающим массажем
кончиками согнутых пальцев.
в) Вокальные упражнения
Мы перебегали берега…
Ми-и-и-и-я-а-а-а…
3. Повторение ручных ступеней (слайд 2) :
а) звукоряд вверх вниз с учителем;
б) звукоряд вверх вниз под аккомпанемент;
в) угадывание и пение ступеней по руке учителя.
(Учитель играет, поёт с названием ступеней, дети отгадывают).
4. Повторение ритмических слогов стоя (слайд 3) :
Учитель называет слоги, дети выполняют движения «та» - большой шаг, «ти-ти» - мелкие шаги, «тири-тири» - машут кистями рук.
5. Разучивание канона ручными знаками медленно:
1) разучивание с ручными знаками по цифрам (слайд 4 по первому щелчку)
-Теперь замените ручные знаки на ритмические слоги
2) разучивание с ритмическими слогами (слайд 4 по второму щелчку). Учитель поёт, дети повторяют «Эхо»
3)разучивание со словами по голосам (слайд 4 по третьему щелчку)
Простой канон
6. Разучивание канона ручными знаками со словами на две группы
в игре «Эхо» одноголосно (поочерёдно) :
а) 1группа начинает, 2группа повторяет «Эхо»
б) 2группа начинает, 1группа повторяет «Эхо»
Сложный канон
7. Разучивание канона на 2 голоса со словами:
а) 2группа начинает, 1группа вступает со второй цифры.
б) 1группа начинает, 2группа вступает со второй цифры.
8. Вывод. Рефлексия.
- Вам понравилось петь канон? (да, получилось интересно)
- Что такое «канон», как вы поняли? (двухголосное пение, один голос поёт первым, а второй ему вторит, как эхо)
- Что было труднее: петь первыми или вторыми, как эхо? (вторыми, потому что сбивают первые)
Анализ
Основополагающая цель моего занятия - развивающая, но ориентирована она была на образовательный результат – мы узнали, что такое канон. Но узнали только тогда, когда сами его научились исполнять, т. е. был использован деятельностный подход, что соответствует требованиям новых стандартов.
Детей сажаю с учётом их способностей. Первый ряд – самая сильная группа, обладающая хорошей музыкальной памятью, широким диапазоном исполнения. Поэтому им усложнила задачу, он пели вторым голосом, что гораздо труднее, чем вести мелодию.
Второй ряд – дети с несколько суженным диапазоном и нестабильной интонацией. Они чисто интонируют, если ноты встречаются их диапазона, а вот совсем низкие или совсем высокие звуки им уже брать труднее.
Третий ряд – «гудошники». Они поют фальшиво, не могут чисто интонировать мелодию. У кого-то это происходит из-за того, что он плохо запоминает мелодию, не развита музыкальная память, т. е. музыкальный слух, а кто-то другой может слышать мелодию, но не может её правильно воспроизвести.
Поэтому второй вариант второго ряда помогали третьему ряду вести мелодию, а первый вариант тянулись за сильными во втором голосе (Третий голос канона можно подключить на второй год обучения. Моя задача – повысить уровень музыкальных способностей, постепенно пересаживая детей со второго ряда на первый ряд, а с третьего ряда на второй ряд.).
В начале занятия подготовила детей к пению, использовала упражнения с ручными знаками и ритмическими слогами, которые потом пригодились при разучивании канона.
Итогом занятия был получен результат – мы разучили двухголосный канон. Рефлексия показала, что дети поняли, что такое канон и высказали свои ощущения.