Ольга Павловичева
Конспект воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы. Внеклассное занятие «Лес и жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ»
Конспект
воспитательного
мероприятия для учащихся
Автор-составитель: Павловичева О. В.
Лес и жизнь.
Цель: Расширить кругозор детей о значении леса в жизни человека;
Развивать сообразительность, воображение, смекалку, любознательность;
формирование позитивного отношения к природным богатствам.
Публикация «Конспект воспитательного мероприятия для учащихся начальной школы, Внеклассное занятие „Лес и жизнь“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: стихи и рассказы о лесе, схемы, грибочки и листочки с заданиями.
Выставка книг: М. Пришвина,К. Паустовского.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
- В этом стихотворении спрятана тема нашего сегодняшнего занятия. Сейчас мы с вами поговорим о лесе, его значении в жизни человека, о проблемах леса.
2. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» (читают дети)
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить- то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
3. Беседа о значение леса
- Какое же значение имеет лес в жизни человека?
Д. – В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.
У. – Значит, лес – это место отдыха.
Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.
У. – Значит, лес – аптека.
Д. – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.
У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.
Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья в лесу.
У. – Значит, лес – это источник топлива.
Д. – Из древесины делают различные изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.
У. – Значит, лес – это источник древесины.
Д. – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.
У. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.
Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.
У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.
Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.
У. – Давайте составим схему значения леса в жизни человека :
У. – Мы с вами хорошо потрудились, и у нас получилась схема «Значение леса».
4. Проблемы леса.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические причины?
- Каковы проблемы леса?
- Давайте попробуем их исследовать.
- Послушайте стихотворение Н. Некрасова (читает ученик)
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько здесь было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и в лес убежал.
У – О какой экологической проблеме здесь идет речь?
Д. – Как вырубали лес, как убегают звери
Работа по картине «Вырубка леса»
У. – Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.
- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.
У. – Какую проблему раскрывает рассказ?
Д. – Загрязнение леса.
У. – Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
Цифры и факты.
• Время, необходимое для полного разрушения материалов, захороненных в землю: бумага – 15 дней, консервная банка – 20 лет, стекло – многие годы.
• Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.
• В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.
• 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.
• 5 г нефти затягивает пленкой 50 кв. м водяной поверхности.
• Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли.
• Лиственный лес – 70 т пыли.
У. – Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одной проблеме. Послушайте стихотворение Шефнера. (читает ученик)
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
У. - Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Д. – Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.
У. – О какой же проблеме нужно ещё подумать?
Д. – О пожарах.
У. – А ведь этого могло и не быть, если бы люди соблюдали правила поведения в лесу.
- Что должен был сделать охотник?
- О каких правилах он забыл?
Д. – Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится.
У. – Посмотрите, какая схема у нас получилась:
У. – Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.
Рефлексия
- О чём же должны помнить люди, приходя в лес?
Д. – Лес – наше богатство.
- Лес - «лёгкие нашей планеты».
- Каждый человек должен помнить о том, что он оставит своим детям.
У. – Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас.