Кривуля Елена Николаевна
Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната «Чье детство пришлось на военные годы» по повести В. Катаева «Сын полка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети и война - нет более
ужасного сближения
противоположных вещей на свете»
А. Твардовский
Цель: воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну. В доступной и эмоциональной форме познакомить воспитанников с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети наряду с взрослыми приближали Победу. Проанализировать героев книги В. Катаева, дать представления о жизни детей во время войны. Активизировать интерес ребят к истории Великой Отечественной воины. Максимально привлечь воспитанников к обсуждению книг о подвиге сверстников в годы Великой Отечественной воины. Воспитывать чувство долга перед Родиной, дисциплинированность.
Публикация «Внеклассное занятие для воспитанников школы-интерната „Чье детство пришлось на военные годы“ по повести В, Катаева „Сын полка“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Катаев В. П.
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Оборудование: выставка книг о войне, презентация, фотографии пионеров-героев, портрет писателя В. Катаева, рисунки к произведению «Сын полка», на каждой парте георгиевская ленточка.
Ход мероприятия:
Добрый день ребята. Тема сегодняшнего занятия «Чье детство пришлось на военные годы» по повести В. Катаева «Сын полка».
Прочтение воспитанником стихотворения
Русь богата героями старины
И героями нашего времени,
Но скажу не о них, а о детях войны.
О военном том поколении.
В колыбели узнали, что такое война,
Рано ставшие взрослыми дети.
Чудеса героизма совершала страна,
Чтобы выстоять в те лихолетья.
И досталось труда им вдвойне и втройне
Каждый там беззаветно трудился
За себя и за тех, кто погиб на войне.
Или из-за войны не родился.
Воспитатель:
Когда говорят о героическом прошлом России, то в первую очередь вспоминают о победе нашей страны в самой кровопролитной войне.
Во всей человеческой истории - в Великой Отечественной воине 1941-1945 годов, мы не начинали этой войны, нам ее навязали. Война принесла людям много горя, разорила сотни городов и сел, уничтожила 27 млн. человек.
У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц.
До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне с взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. И не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои воины повсюду сражались рядом с отцами и братьями. На переднем крае, как сыны полков. На боевых кораблях, как питомцы Соловецкой школы юнг. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В подполье, как Володя Щербацевич, Марат Казей, Люся Герасименко, Валя Котик и многие другие. В тылу…
Памяти тех, кому суждено было родиться и жить в страшные годы войны, памяти юных героев, тех, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается наше занятие.
Показ презентации «Дети войны»
На флоте их называли юнгами, в партизанских отрядах - ласково сынками, а в сухопутных войсках - сынами полка. Сколько им было? 11, 12, 13 лет? Пожалуй, не больше. Из самых отдаленных деревень, станиц, хуторов, больших и маленьких городов дорогами войны пробирались мальчишки на передовую, к “своим”. Изголодавшиеся, промерзшие, в изодранной одежде, они были похожи на маленьких старичков. Они были настолько голодными, что откармливали их неделями, они были настолько грязными, что отмывать их нужно было часами, они были настолько испуганными, что не одно солдатское сердце распахивалось, чтобы отдать свою душевную теплоту этим потерявшим все и всех мальчишкам. Не выдерживали даже самые суровые, чего только не повидавшие командиры. Нарушали инструкции и по настоянию бывалых солдат сдавались. Да и как можно было оттолкнуть парнишку, куда?
Прочтение воспитанником стихотворения «У войны не детское лицо»
Вам уже посчастливилось посмотреть фильм (к фрагментам из него мы сегодня еще обратимся) и прочесть повесть В. П. Катаева “Сын полка”. Вы даже подготовили выставку рисунков, запечатлев на бумаге те эпизоды, которые вам больше всего запомнились, произвели неизгладимое впечатление. Порой бойцы даже не знали фамилии своих воспитанников, и детей, попавших в действующие части, называли просто - “сынок.
Историю Вани Солнцева рассказал фронтовик В. П. Катаев. Он знал не понаслышке, что эта судьба - одна из многих.
Валентин Петрович Катаев (1897-1986) прожил долгую жизнь, почти 90 лет. Родился и вырос он на Чёрном море, в Одессе. Когда началась Великая Отечественная война, Катаеву было уже 44 года. Он вновь надел военную форму (эта война была не первой в его жизни) и стал фронтовым корреспондентом.
Краткое содержание повести.
Четвертый год Великой Отечественной войны. Глухой осенней ночью советские разведчики нашли в лесу мальчика лет двенадцати.
Родители мальчика погибли в первый год воины. Деревня сожжена фашистами. Два года бродил в тылу Ваня Солнцев, надеясь перейти через фронт. Обласканный и пригретый советскими бойцами, Ваня жаждет остаться в полку, чтобы воевать с ненавистным врагом. Но по распоряжению командира батареи, капитана Енакиева, разведчик Биденко отвозит Ваню в тыл, чтобы определить его в детский дом. Но по дороге Ваня убегает, возвращается к разведчиками и остается в артиллерийском полку. Сын полка Ваня Солнцев участвует в разведке и в боях. Он попадает в плен к немцам, но героически сохраняет тайну расположения советских войск.
Освобожденный из плена, Ваня снова в своем родном полку. Капитан Енакиев, потерявший свою семью во время войны, усыновляет Ваню. После гибели капитана Енакиева полк отправляет Ваню Солнцева в суворовское училище.
Давайте перелистаем страницы книги «Сын полка».
Воспитатель
- Главным героем повести является мальчик-сирота Ваня Солнцев, который стал сыном полка.
-Что с ним произошло до того, как его нашли разведчики?
(отец погиб на фронте, мать убили немцы - бабка и маленькая сестренка умерли с голоду. Нищенствовал, голодал,
два года скитался, прятался в лесах, одичал, зарос, злой стал - настоящий волчонок).
- Что для Вани значило слово «война»? (война-это боль, потеря близких, голод, одиночество)
- Какую цель ставил перед собой герои повести, когда скитался по лесам в одиночестве (Ваня хотел найти родные души)
- Где его нашли разведчики? Зачитайте. («Картина была проста и вместе с тем ужасна.. .)стр 10
-Какое прозвище получил Ваня от разведчиков? (Пастушок).
-Что так огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко? (Бегство Вани)
«Не родился еще тот человек, который бы ушёл от ефрейтора Биденко. Так себе это и заметь раз и навсегда».
«Никогда в жизни старый разведчик не испытывал еще такого конфуза».
-Какие чувства вызывал Ваня у Биденко?
(Ваня вызывал в душе Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. Были в нем и жалость, и гордость, и страх за его судьбу. Было и еще что-то, чего Биденко и сам не вполне понимал.
Ваня как-то незаметно напоминал ефрейтору Биденко его самого, когда он был еще совсем маленький, и его посылали пасти коров).
Показ воспитанниками сценки «Ваня в разведке»
Ваня (разговаривает)
Как здорово, что дяденьки Горбунов и Биденко мне поверили, взяли меня с собой! Я теперь самый настоящий разведчик! Для немцев я пастушок, а так иду впереди взрослых, разведываю дорогу, предупреждаю об опасности. Но мне этого мало: я же видел, как разведчики всё записывают, а чем я хуже? Вот и компас себе раздобыл, ну. потихоньку у одного разведчика взял. на время. вернусь, отдам обязательно: он такой хороший, объяснил, как мне им пользоваться. (оборачивается)
Ой, что-то хрустнуло. А, это мой конь, Серко рядом ходит, вот и хорошо, всё же не один.
(раскрывает букварь)
Как же я люблю тебя, букварь: ты всё время со мной, как мать убили немцы за то, что корову не хотела отдавать, а бабушка с маленькой сестрёнкой померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Бродяжничал, прятался от фрицев в лесах, а когда нашли меня наши и хотели отправить в тыл, я пригрозил, что всё равно на фронт убегу, стал уговаривать, ведь я здесь каждый кустик знаю, все тропинки, и вот теперь не только проводник, но и в букваре пометки всякие делаю не хуже взрослых: азимут устанавливаю, план местности делаю - вот удивятся в штабе, когда покажу! И видно всё хорошо, ведь карандаш мне подарили отличный: химический, не сотрётся ничего. Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили.
Обсуждение сюжета :
-Какую ошибку допустил Ваня, находясь в разведке?
(взял с собой компас и химический карандаш)
-Почему Ваня, находясь на боевом задании, при встрече с немецким пикетом сдержал себя, не кинулся на немца, который ударил его сапогом?
«Ванины глаза налились кровью. Еще миг, и он бы кинулся на немца, бил бы его кулаками по морде, грыз ему горло. Он знал, что он не один. Он знал, что рядом друзья его, верные боевые товарищи. По первому крику они бросятся на выручку и уложат фашистов всех до одного. Но мальчик так же твердо помнил, что он находится в глубокой разведке, где малейшие шум может обнаружить группу и сорвать выполнение боевого задания.
Тогда он могучим усилием воли подавил в себе ярость и гордость. Он заставил себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью».
- К чему может привести самовольный поступок?
«Ваня еще не вполне понимал, что такое воинская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже дважды на собственном опыте убедился, что значит самовольный поступок и к чему он может привести. Ему до сих пор было совестно перед Биденко и Горбуновым за то беспокойство, которое он причинил им, занимаясь без спросу топографией. Двое суток Горбунов, каждую минуту рискуя быть схваченным немецким патрулем и поплатиться жизнью, скрывался в немецком «штабном лесу», разыскивая Ваню».
Просмотр фрагмента фильма «Бой».
Воспитатель
Енакиев хотел лично воспитать Ваню. Он полюбил его как родного сына. Но не случилось.
Капитан Енакиев в жестоком бою вызвал огонь на себя. В кармане у него нашли записку с просьбой позаботиться о судьбе его названого сына, сделать из него хорошего солдата, а впоследствии - достойного офицера.
Просмотр фрагмента фильма «Напутствие полковника».
Отдавая Ванюшке погоны капитана Енакиева, полковник сказал (читает наизусть воспитанник)
“ - Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и у орудиицев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева - хорошим, храбрым, исполнительным. И теперь весь наш артиллериискии полк считает тебя своим сыном. Помни это. Теперь ты едешь учиться, и я надеюсь, ты не посрамишь своего родного полка. Я уверен, что ты будешь прекрасным воспитанником, а потом прекрасным офицером. ”
Наверное, эти прощальные слова навсегда остались в памяти Вани Солнцева. Теперь Ваня знал, что у него есть семья, большая семья, которая ждет его, которая в него верит, которая на него надеется. С этой мыслью направляться в Суворовское училище было легче.
Воспитатель
Вот мы и перелистали еще раз страницы повести В. П. Катаева “Сын полка”.
На стенде представлены книги, повествующие о ваших сверстниках, испытавших горечь потерь, наравне со взрослыми трудившихся в тылу, порой, как сыны полка, прошедшие суровыми дорогами войны, в этой жестокой войне!
Словосочетание «сын полка» стало нарицательным. Было бы лучше, чтобы оно вообще не возникало, ну а раз уж так сложилось и оно есть, то пусть же дети всегда будут сыновьями только своих родителей, и никогда - сыновьями полка.
Подведение итогов.
Ребята, поделитесь впечатлениями о повести.
Ответы детей:
-прочитав и посмотрев повесть «Сын полка» я понял, что подвиг-это не просто смелость, а большой труд, железная дисциплина и любовь к своей родине.
-В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство — это начало жизни, радость, а война это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность.
Воспитатель
-какие пословицы подходят к теме нашего занятия?
Ответы воспитанников.
Командира приказ-закон для нас.
Хочешь победить на воине - работай вдвойне.
Война - суровая школа.
Мир не без добрых людей.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Главное, что я увидела сегодня ваши взволнованные глаза, ваше желание поделиться своими впечатлениями о прочитанном, выразить свое отношение к главным героям книг. Надеюсь, что вы ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война, какое огромное горе она принесла миру. И испытали чувство великой благодарности к миллионам советских людей, отдавших свою жизнь за наше счастливое будущее.
Прочтение стихотворения «Нам нужен мир»
Нам нужен мир на голубой планете
Его хотят и взрослые и дети
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о воине.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!