Светлана Батютова
Сценарий внеклассного мероприятия «С. Я. Маршак — любимый детский писатель»
▼ Скачать
Цель: к юбилею писателя вспомнить его произведения, расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака;
коррекция памяти, речи и слухового внимания, воспитание интереса к творчеству С. Я. Маршака.
1. Организационный момент
2. Тема урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы (стук в дверь, входит ученик). Здравствуйте!
Ученик: Светлана Валерьевна Вам передали распоряжение министерства образования! Сказали срочно выполнить!
Учитель: Спасибо большое!
Публикация «Сценарий внеклассного мероприятия „С, Я, Маршак — любимый детский писатель“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Сценарии развлечений
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2023
Почтальон: До свидания!
Учитель: До свидания! Посмотрим, что же это за распоряжение. Это из Министерства образования. Пишут, чтобы отложили все свои учебники и вспомнили детство, а вернее знаменитые детские произведения, написанные С. Я. Маршаком. Ведь в этом году исполнилось 125 лет с его рождения. И Министерство предлагает отправиться в путешествие по произведениям Маршака! Что же, готовы отправиться в путешествие и вспомнить знакомые с детства произведения?
Класс: Готовы
Учитель: А заодно проверим вашу память и знания произведений писателя. А для начала познакомимся с биографией писателя.
Биографическая справка:
С. Я. Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная. Отец его, мастер – химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.
Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником. Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. «Я любил в детстве смешное и героическое, - писал впоследствии Маршак. – сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация».
В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, поступает в одну из лучших столичных гимназий. Знакомится с известными людьми. Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествует по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песенки и баллады мы помним с детства именно в переводах Самуила Яковлевича. В годы первой мировой войны Маршак принимает деятельное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. В начале 20-х годов он участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, и театром для детей. Здесь в детском театре начинается его творчество детского писателя.
В 1938 году Маршак переселился в Москву. Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:
Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
И, действительно, он как будто смотрел в будущее. Вы все родились в после двухтысячного года, а воспитывались на произведениях С. Я. Маршака. В 1964 году великий писатель ушел из жизни.
А познакомила вас с биографией С. Я. Маршака. Теперь ваша очередь порадовать меня знаниями.
Проведем небольшую литературную разминку. Первая станция: «Загадки». Вам необходимо отгадать загадки, которые придумал для детей Маршак.
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём. (часы)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
Принялась она за дело,
Завизжада и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (пила)
Разминку прошли успешно, отправляемся на станцию «Угадай-ка». Я читаю детский стишок «Где обедал воробей». Слушайте внимательно. Потом я задам вопрос, на который нужно будет ответить!
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил!
Конечно, стихотворение вам знакомо. А теперь посмотрите на доску и дайте ответ на вопрос: какое животное здесь лишнее, у какого животного воробей не обедал? (на доске карточки с изображениями животных: лев, лисица, слон, носорог, кенгуру, медведь, крокодил, журавль, заяц – он лишний)
Учитель: за внимательность вам спасибо, а наше путешествие продолжается и прибываем на станцию: «Физкультура». Ваша задача слушать отрывок из стихотворения Маршака «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» и повторять движения за мной. Приготовились, встали из-за парты, выпрямились и начинаем:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто -
Говорят ему: "Не то!"
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: "Не ваши!"
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Учитель: Зарядились энергией на этой спортивной станции и продолжаем наше путешествие! Прибываем на станцию «Кроссворд».
I. Реши кроссворд:
1) Животное, с которым обедал воробей (Морж)
2) На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
3) Кто подарил падчерице колечко в произведении Маршака «12 месяцев»? (месяц Апрель)
4) Животное, которое пело песню глупому мышонку
Кто пел в последний раз глупому мышонку в стихотворении «Глупый маленький машонок»?
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать. (кошка)
5) Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
6) Телебом, телебом, загорелся… Чей дом загорелся? (Кошкин)
Молодцы! Вспомнили стихотворения Самуила Яковлевича!
Учитель: Наше путешествие подходит к концу и прибываем на станцию «Итоговая». Подведем итоги нашего путешествия. Поработали сегодня замечательно, вспомнили стихотворения Маршака и заодно выполнили распоряжение министерства образования. Мне понравился урок я оцениваю работу каждого из вас на «отлично». Теперь вы оцените этот урок. У каждого из вас есть цветные листочки со смайликами. Один смайлик довольный, другой – печальный. Если урок понравился – выбираете довольный смайлик и крепите его на доску при помощи магнита, и объясняете, почему выбрали это смайлик. Если не понравился – то выбираете печальный смайлик и также при помощи магнита крепите его на доску и объясняете свой ответ! (заслушиваются ответы учащихся)
Учитель:
И закончить я хочу цитатой С. Я. Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…
Спасибо за работу! Урок окончен, до завтра!