Савуя Абдуллина
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Живые буквы в русском вечере»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Сейчас перед вами выступят «живые буквы» и покажут, как они занимают по правилам орфографии свои места в словах. Смирно! Равняйся! Держаться на одинаковом расстоянии от друга! Шагом марш!
(Выходят дети. На них буквы, вырезанные из плотной цветной бумаги. Размер буквы примерно 20 см. Под музыку они составляют слова «Мы любим русский язык!»).
Публикация «Внеклассное мероприятие по русскому языку „Живые буквы в русском вечере“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2014
Ведущий: Мы любим прекрасный русский язык, наш второй родной язык, и хотим, чтобы каждый ученик хорошо знал его. Наш лозунг:
Все: Ни одного неправильно написанного слова»
Ученик: Неслыханно! Неслыханно!
Ведущий: Что опять случилось?
Ученик: Ужас что! Сегодня с раннего утра вдруг все балки превратились в палки и крыша домой начали рушиться. А на том месте, где был красивый пруд и по нему плавали лебеди, пруд вдруг высыхает и там оказывается, валяется прут, а лебеди улетели.
Дети: что же случилось?
Ученик: Я сейчас объясню. В стране русского языка живут согласные. У одних есть звонкость, как бы свой колокольчик.
Ведущий: И кто же они, эти с колокольчиками?
(Отвечают дети)
Ученик: Они – то исчезли. Из них сделались глухие.
Ведущий: Что нам делать, чтобы они превратились в звонкие?
(Дети отвечают)
Ведущий: И вот все оказались в сборе!
(Согласные построятся)
Ведущий: Мы должны немедленно устроить бал! Танцы! Не надо забывать, что Б и П, В и Ф, Г и К, Ж и Ш, З и С- это парные согласные. Так интересно, так весело танцевать в паре.
Буквы :Мы все звуки парные,
Мы вовсе не безударные,
Звонкие – глухие –
Танцоры мы лихие.
(В углу зала стоят буквы Р, Л, М, Н, Ц, Ч, Щ, Х.)
Ведущий: Почему вы не танцуете?
(Дети отвечают)
Ведущий: Дорогие друзья! Мы знаем, что кроме парных согласных в нашей стране проживает еще и непарные. Будучи непарными, они не умеют танцевать. Но они также приготовили номер и сейчас вступят.
Непарные: (справа звонкие, слева глухие)
Мы добрые согласные,
Ошибконеопасные,
Мы вовсе непарные,
Мы очень просто пишемся.
Мы пишемся, как слышимся.
Легко нам можно доверять,
Ведь нас не надо проверять.
(Поклонились и отошли в сторону)
Ведущий: Аплодисменты. У всех было радостное, приподнятое настроение.
Ученик: Шесть главных звуков гласных:
А, О, У, И, Ы, Э
Уселись в креслах красных
По пить чайку в купе.
Но тут четыре буквы
Вошли: Я, Е, Ё, Ю.
(Ю читает объявление)
Буква Ю : Где справедливость, объясните мне! Почему У пригласили выступать на концерте, а мне нет?
Буква У : Значит, так надо! Так требуется по рпавилам.
Буквы Я, Е, Ё, Ю: Почем у мы должны подчиниться правилам!
(Но их никто не слушает. Сцена. Выступает дует ЖИ)
ЖИ: В ноябре замерзнут лужи
И наступит время стужи.
Будем мерзнут, как моржи.
Где стрижи? И где чижи?
Нет ни пчел, ни мушек даже,
Снег лежит, как пух лебяжий
Разлетается, вьюжит.
В зимнем воздухе кружит.
Он ложится на бульвары
На дома, на гаражи…
Лето будет. Не тужи!
ЖЫ: Безобразие! Вы только вслушайтесь: моржы, гаражы, стрижы! Почему не я, а какая-то самозванка И выступает на сцене?
Ученик: Не мешайте! Тишина в зале!
Дуэт ШИ: Тихо, тихо, ни души,
Только шепчут камыши,
Только плавают неслышно
Красноперки и ерши.
Не спеши, не мельтеши,
Свежим воздухом подыши.
Ранним утром возле речки
Зоры больно хороши.
Ученик: Отлично! Продолжаем концерт. Ч и А исполнит песенку «Чародей».
ЧА: Бородатый Чародей
Созывал к себе гостей.
Чай по чашкам разливал
И тихонько колдовал:
«От веселого луча
Загорись, моя свеча,
И в полночный час
Посвети для нас!»
Буква Я : Почему я не исполняю эту песню? Вы только вслушайтесь! Чяс, свечя, чяй!
(Но их никто не слушает. Репетиция продолжалась. Держась за руки, вышли ЩА, ЧА, ЖИ, ШИ, ЧУ. Я, Ю, Ы стоят в стороне и плачут)
Ведущий: Вы поняли, дети? Почему Щ, Ч, Ж не хотят водиться с ними, не хотят подружиться?
(Дети отвечают)
Ученик: Вступают природные артисты – лингвисты, лауреаты международного конкурса буквоведов Ч и У.
ЧУ: Здравствуй, Чучело огородное!
Ты случайно Чучело не голодное?
Ты чудное, Чучело, все в тряпье?
Ты скажи не холодно ли тебе?
Что живу не кормлено – не беда,
И не мерзну вовсе я никогда.
Не тревожься, дурочка ты моя,
Две доски да Чурочка – это я…
ЧЮ: Вы что, все оглохли что ли. Вы не слышите, что звучит Чючело, Чюрочка.
Ученик: Концерт окончен!
Ведущий: Пусть каждая буква знает свое место. Спрашиваем «буквы» О и Е.
(Выбегают буквы О и Е, Ш и Л)
Ведущий: Когда вам полагается стоять после щипящих?
(Буква О пытается стать после Ш, между буквой Ш и Л. Буква Ш делает движение, имитирующее протест)
Ученик: Щипящий в глаголе протестует против буквы О. Зачем она пришла не на свое место?
(Дети отвечают. Подбегает Е, вытесняет букву О, с помощью Ш занимает свое место.)
Ведущий: Мягкий знак готов к нашим услугам, с его помощью мы выражаем различие в словах.
Ученик: Есть хорошее слово беречь.
Вот о нем у нас и пойдет речь.
Выходите все буквы сюда,
Не настигла ль какая беда?
(Буквы выстраиваются в слово береч (без Ь). Они несколько склонились, а девочка с буквой Ь отошла в сторону).
Ведущий: А вы, дорогие наши буквы Б, Е, Р, Е, Ч, почему поникли головами? Кто вас обидел?
Буквы : К мягкому знаку мы все так привыкли.
Невесело нам, и ему обидно.
Когда рядом с нами его не видно.
Ведущий: Мягкий знак! Приносим тебе глубокое извинение! Пожалуйста, распрямись! И без всякого смущения своего места
держись! Всюду, где ты нужен, мы хотим тебя сберечь.
Ученик: (обращаясь к буквам) Почему вы заволновались?
Буквы : Нужна еще одна буква.
(Выбежали З и С)
Ведущий: (обращаясь к присутствующим) Какую из них мы сюда пригласили?
(Дети отвечают)
Ведущий: Почему мы отказали букве З?
Ученик: С – приставка, ей и место. З –буква навязчивая, любит соваться на чужое место, а тот, кто правил не знает, ей потакает! Пусть никто и никогда не забудет, что З приставкой не была и не будет!
Ведущий: Так будем, друзья, изучать и беречь
Родную, великую русскую речь.
Ученик: Спасибо всем, если вам сегодня было интересно, весело, радостно! Мы очень рады!