Мария Косолапова
Внеклассное мероприятие «Мордовские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие на тему : «Мордовские посиделки».
Цель: привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским народным творчеством, музыкальным искусством, воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.
Публикация «Внеклассное мероприятие „Мордовские посиделки“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Мордовия
- Посиделки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи: 1. Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
2. Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому, русскому, татарскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
3. Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности.
4. Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.
5. Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.
6. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.
Ход занятия:
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс оят! Добрый день, дорогие друзья! Рада вас видеть в добром здравии да в хорошем настроении! Расскажу я вам сегодня про мордовские посиделки.
Давно это было! Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни телевизоров, ни радио, ни компьютеров. Зимние вечера темные, долгие, и чтобы скоротать время, собирались мордовские парни и девушки на посиделки. И не просто сидели, а проводили время за работой: кто-то прял, кто-то узор на полотенце вышивал, кто из дерева ложки да плошки вытачивал. А гармонисты то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа и спорилась.
Воспитатель: Уж в Мордовии так идет, что талантливый народ
Сам себе и швец, и жнец, и на гармошке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.
А начнем мы свои посиделки с небольшой разминки. Итак,
-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
-Как называется столица нашей Родины? (Москва)
-Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Мордовия)
-Назовите столицу нашей республики? (Саранск)
-Какие государственные символы Республики Мордовия вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
-Какие национальности проживают в Мордовии? (Мордва, татары, русские и др.)
-Назовите всемирно известный музей, который расположен в Саранске? (В Саранске расположен музей им. скульптора Эрьзи)
-Каким собором знаменит город Саранск? (Саранск знаменит собором Федора Ушакова)
Воспитатель: А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших девочек. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Кто желает показать свое уменье?
Проводится игра «Кто быстрее смотает клубок».
Воспитатель: На наши посиделки пришла наша Алдуня. Ребята, посмотрите какой на ней красивый костюм. И сейчас она нам про него расскажет.
Алдуня: Эрзянь ава-боярава,
Моли теке ёвксонь пава.
Чова рунго, чамине,
Масторлангонь мазыйне.
Моли ашо палясо,
Паля ланга руцясо,
Палы зоря пангосо,
Викшнезь икельпацясо.
Мештесь пешксе нарядто,
Седей пешксе кенярксто,
Карксазь пиже кушаксо,
Калдор-кулдор пулакшсо.
Васов гайги парозо,
Васов уи морозо.
Чова рунго, чамине,
Масторлангонь мазыйне!
Воспитатель: Ставьте ушки на макушки, споем мы Вам мордовские частушки.
1. Начинаю я припевку,
Первую начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2. Эх, девчонки-хохотушки,
Начинайте петь частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
3. Мы в Мордовии родились,
Мы в Мордовии живем.
Все мы танцы очень любим,
Песни звонкие поём.
4. Вирь чиресэ касы чувто,
Узерьсэ а керяви.
Ломань масторось куш паро-
Миненек а эряви.
5. Мы мордовские девчата,
Любим свой родимый край.
С каждым годом он все краше,
Ты цвети и процветай!
6. Эрзянь кель, эрзянь кель!
Тон монь тиринь келем!
Тонь эйсэ кортамо свал
Монь ули покш мелем!
Воспитатель: Теперь я хочу загадать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1. Сорок братьев вместе живут, мусор метут. (Веник)
2. Тенсян-а тенсеви, керсян-а керсеви, кундсян прянзо-а макссы. (Сулей)
3. Что на свете острее всего? (Язык)
4. Вере лисьма, ало тол. (Самовар)
5. Красная девица по небу ходит. (Солнце)
6. Оршазь ашо палясо,
Новольсть алов кудрянзо.
Сырнень мазый пилекссэ
Ашти вирень чиресэ. (Килей)
7. Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
8. Ушосо стуки, кудос а сови. (Варма)
Воспитатель: Мы с мордовской песней дружим.
По-мордовски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Песню спеть для вас хотим.
Исполняется песня «Мордовия, Мордовия».
Воспитатель: В год культурного наследия народов России нельзя не вспомнить о пословицах и поговорках, обладающих огромным образовательным потенциалом, без которого сложно понять в полной мере культуру другого народа. И поэтому теперь мы с вами сыграем в игру «Рассыпались пословицы».
Тиринь масторось-тиринь ава.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.
Вадря ломанесь ялгавтомо а эри.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Тиринь велев-кись свал келей.
Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
Воспитатель: Также о нашем крае немало написано стихов.
Дети читают стихи.
В России средь березовых просторов
Полянка есть-Мордовия моя.
Она как песня матери, с которой,
За горы уходили, за моря!
Тонеть мораса те моронть,
Чачома край, келей ды валдо.
Вечкса мон тонь мазый тюсонть.
Сон авань вановтсо сиялды.
Вечксынь паксят, виреть, лугат,
Шольниця ведеть домка лейсэ-
Тон свал монь седейсэ гайгат
Морыця нармунень вайгельсэ.
Милый край, Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
Ты-моя Родина, край наш Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба!
Мокша и эрзя, татары и русские,
Мы, твои дети, славим тебя!
Воспитатель: А какие же посиделки без шуток, да небылиц? Вот послушайте-ка.
1. – Ты пирог съел?
- Нет не я.
- А вкусный был?
- Очень.
2. – Ты что делаешь?
- Ничего.
- А он чего?
- Помогать пришел!
3. – Сено для лошади?
- Да.
- Напоил лошадь?
- Напоил.
- Так иди запрягай.
- А где она?
Воспитатель: Очень много людей разных национальностей живут у нас в России, все они живут дружно, помогают друг другу. В нашей школе тоже есть дети разных национальностей: русские, мордва, татары. Все они вместе дружат и играют, недаром говорят: «Где дружат, там живут-не тужат», а играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Всегда в почете у мордвы-блины и квас.
Воспитатель: Наши посиделки подошли к концу. До новых встреч, дорогие друзья! Уледе шумбрат, вечкевикс оят!
Угощение мордовскими блинами.